Как закон «О суверенном интернете» изменит рынок облачных услуг
То, что каждый год начинается с новых правил игры на ИТ-рынке, уже становится традицией для отрасли. Вот и под конец 2019 года, 1 ноября, в России вступил в силу так называемый закон «О суверенном интернете». Он уже в 2020 году изменит облачный рынок
Новый закон — новые опасения
В ноябре 2019 года в РФ вступил в силу так называемый закон «О суверенном интернете» — поправки в закон «О связи» и федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно им Роскомнадзор сможет обеспечить «централизованное управление сетью связи общего пользования» в случае угроз стабильной работе российского сегмента Сети. Для этого телеком-операторы должны установить в точках обмена трафиком государственное оборудование, с помощью которого государство сможет управлять маршрутизацией трафика в случае возникновения угрозы. В соответствии с национальной программой «Цифровая экономика» реализация закона обойдется более чем в 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд планируется направить на закупку оборудования.
Изменения в регулировании интернета не пройдут для облачного рынка бесследно, и последствия сложно оценить однозначно. Например, обоснованно считается, что на подъем этого рынка в России (а он продолжается уже не первый год) влияют растущая популярность технологий машинного обучения, big data и интернета вещей (IoT). Их внедрение все чаще связано с использованием частных, публичных или гибридных облаков. Менее заметно, что в 2018 году, «воюя» с Telegram, Роскомнадзор частично заблокировал облачные сервисы Amazon и Google, аналитикой и другими продуктами которых массово пользуется российский бизнес. Некоторые консалтинговые и маркетинговые компании просто-напросто потеряли возможность предоставлять клиентам отчеты — то есть, по сути, оказывать услуги в рамках заключенных договоров. Форс-мажор?
В попытке спасти бизнес такие компании стали переходить к российским провайдерам облачных сервисов, увеличивая спрос на их услуги. По оценке iKS Consulting, в 2018 году российский рынок облаков вырос на 25%, до 68,4 млрд руб., в том числе сегмент IaaS (инфраструктура как сервис: виртуальные дата-центры, хранилища данных, услуги по передаче, обработке и хранению данных) — на 33%, до 17,4 млрд руб. В августе iKS Consulting прогнозировала, что в 2019 году рынок облачных услуг вырастет еще на 25%, до 86 млрд руб. Итоги года аналитики пока не подвели.
Авторы закона «О суверенном интернете» говорят о создании системы коллективной безопасности для провайдеров, цель которой — защита от внешних угроз. Задача, безусловно, актуальная: то, что объем и сложность киберугроз растут год от года, не вызывает сомнений. Но массовый переход на новое оборудование означает отказ от уже проверенных алгоритмов по борьбе с этими угрозами, то есть бизнесу необходимо пойти на риск. При этом обязанность исполнять требования законов по обеспечению безопасности персональных данных — принятых, кстати, тоже не так давно — никто не отменял. Закон освобождает провайдеров от ответственности перед клиентами за качество связи, если перебои возникают из-за специальных средств противодействия угрозам. Но, даже если штрафов за это не будет, еще ни одному бизнесу не шла на пользу неуверенность клиентов в качестве услуг, которые они получат за свои деньги. В такой ситуации коммерческие провайдеры, в отличие от государственных, рискуют больше.
С оглядкой на Китай
Востребованность российских облачных провайдеров продолжит расти, рынок в денежном выражении и дальше будет в плюсе. Но более важными в долгосрочной перспективе кажутся другие вопросы:
Будет ли этот рынок развиваться как рынок?
Останется ли он конкурентным?
Насколько велик риск его монополизации государственными операторами?
Такие операторы располагают мощными дополнительными ресурсами, в том числе очень важным: репутационным. Статус предполагает, что их услуги точно будут соответствовать законодательству. Однако монополия вредна для любого рынка, тем более высокотехнологичного: уровень конкуренции напрямую влияет на скорость появления новых технологий, услуг, ИТ-продуктов и их разнообразие. Если учесть, что перед российской ИТ-отраслью стоит цель стать одним из лидеров экспорта, без здоровой конкурентной среды не обойтись.
Можно ли создать систему регулирования интернета, которая устраивала бы и бизнес, и государство? Один из вариантов ответа предлагает Китай: там создана система регулирования работы с национальными и зарубежными облачными сервисами, при которой регуляторы вовлечены в процессы исполнения требований о работе с облачными сервисами, а использование зарубежных облачных сервисов разрешено только в тех областях, где подписаны межправительственные соглашения. Встают три вопроса:
Может ли Китай быть примером для России в этом вопросе?
Можно ли модерировать угрозы совместно?
Может ли опыт бизнеса быть полезен государству в разработке методологии эффективного реагирования на такие угрозы?
Сейчас у рынка есть время подготовиться к различным сценариям развития событий и создать свой — российский. Трансформация законодательства — необходимость, вызванная радикальными изменениями в геополитике. Эти изменения, как и угрозы в сфере кибербезопасности, затрагивают и бизнес, и государственные структуры. И это повод объединить усилия. Важно, чтобы в процессе внедрения мер, связанных с новым законом, государство активнее привлекало экспертов от бизнеса — это позволит ускорить выработку решений и учесть тот опыт, который бизнесом уже накоплен.
Если стимулирующих мер будет больше, чем запретительных, а голос бизнеса будет услышан, российский ИТ-рынок станет только сильнее, а клиенты провайдеров действительно будут чувствовать себя в безопасности.