Ошибка в паспорте – как быть?
Краткое содержание :
Проблемы из-за опечатки
Одно дело ошибки в сочинении по русскому языку, другое дело в документах личности, таком, к примеру, как паспорт. Из-за банальной опечатки в паспорте человеку отказывают в оформлении сделки. Люди не могут добиться вступления в наследство или признания трудового стажа. Что делать, если вы обнаружили ошибку там, где ее быть не должно?
История
Не паспорт, а черновик какой-то. В удостоверении личности Анны ошибка на ошибке. Вместо Горьковской области (так назывался регион в момент рождения женщины) написано Нижегородская. А в штампе о заключении брака к имени её мужа зачем-то добавили лишнюю букву. При этом ирония судьбы в том, что неточности есть в паспорте не только у жительницы Подмосковья, но и у всех членов её семьи.
У мужа дополнительная ненужная звёздочка на второй строчке после фамилии, между фамилией и именем, у дочери разные коды подразделения на разных страницах. К счастью, ни у кого из семьи Петровых серьезных проблем из-за документов пока не возникало.
История 2
К примеру, жена Егории из-за подобных ошибок в документах личности чуть не лишилась наследства. В свидетельстве о праве собственности на дом, который ей оставила бабушка, почему-то написали имя совсем другой женщины. Администрация города допустила ошибку в имени супруги, вместо Анастасии написали Ирина. Когда наследница собралась провести электричество и водопровод к дому, ей пришлось судиться.
История 3
Рассеянность, невнимательность, халатность – это одно, но иногда на ошибках в документах строятся настоящие преступные схемы. Из-за одной такой махинации Веронику Петровну буквально выгнали на улицу из собственной квартиры. Чтобы лишить 80-летнюю женщину единственного жилья, злоумышленникам было достаточно поменять всего сколько букв в отчестве родственника Вероники Петровны.
Но, конечно, чаще ошибки в документах появляются не по чьему-то злому умыслу, свою роль играет банальный человеческий фактор.
Мнение экспертов
Так что в такой ситуации делать: смириться и надеяться на лучшее или всё-таки провести работу над ошибками? Эксперты советуют второе. При обнаружении неточностей или ошибок гражданин вправе обратиться в отдел по вопросам миграции, написать заявление, причём при оформлении паспорта госпошлина с гражданина не взимается. Однако это касается только тех случаев, когда в ошибке виноват сотрудник той или иной организации.
Вина гражданина
А ведь это может быть и оплошность самого гражданина. Если допустил ошибку гражданин, который неправильно указал в заявлении свои данные, и эта ошибка перешла в государственный документ, то в обязательном порядке уплачивается пошлина.
Как бы то ни было, заменить российский документ с ошибкой не так уж и сложно, подумаешь, придется несколько дней подождать.
Документы СССР
А вот как быть, если неправильно буквы или цифры написали ещё в Советском Союзе и теперь уже отдельное государство на контакт не идет? Получить оттуда документы – это огромная процедура. Приходится привлекать к участию для решения этой проблемы юристов соответствующего государства. Подобные ошибки в прошлом ещё можно объяснить тем, что заполнение документов происходило полностью в ручном режиме, но в современном цифровом мире эти оправдания уже не работают.
Возможность ошибки в настоящее время
Электронный документооборот, общая база данных, специализированные компьютерные программы – способы свести пресловутый человеческий фактор к минимуму уже придуманы. Вероятно, что пора начать использовать их более эффективно.
Человеческий фактор
Однако на практике получается, что человеческий фактор полностью исключить нельзя, увы. У нас есть нотариусы, адвокаты и иные организации и должностные лица, которые создают документы гражданам. Мы приходим в ЗАГС, где тоннами выдают нам документы, и вы представляете какую-то информацию, к примеру, фамилию, либо имя, и гражданин должен сам отслеживать правильность написания своих данных.
Законодательное обоснование и практика
К примеру, в паспорте одна буква в фамилии, в документах – другая, гражданину нужно идти в суд и доказывать, что он это он (попросту говоря) в двух этих документах. Как указано в "Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации" от 14.11.2002 г. №138-ФЗ (статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение):
2. Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
Пример судебной практики здесь.