Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
210 просмотров
0 комментариев

Анонс

Как возместить из бюджета часть уплаченного налога на добавленную стоимость

Дескрипшен

Организации и индивидуальные предприниматели, которые работают с помо-щью общего налогового режима, имеют права на возмещение из бюджета части уплачен-ных налогов на добавленную стоимость. Для этого необходимо руководствоваться про-писанными в Налоговом кодексе РФ нормами.

ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЗ БЮДЖЕТА

Условия для получения прав на возмещение налога на добавленную стоимость

«НДС к возмещению» является частью налогов, которые образовались у налогоплательщиков после завершения налоговых периодов (для НДС это квартал в со-ответствии со статьёй 163 Налогового кодекса РФ) по причине того, что размеры налого-вых вычетов выше, чем рассчитанные в общем порядке суммы налогов (пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ).

В статье 143 Налогового кодекса РФ зафиксировано, что к плательщикам налогов на добавленную стоимость можно отнести: организации; индивидуальных предпринима-телей; лиц, которые перевозят грузы через таможенные границы.

Вышеперечисленные налогоплательщики при расчётах налогов к уплате, имеют права на использование по НДС налоговых вычетов - сумм «входных» налогов, которые уплачены поставщиками в составе цены приобретенных у них товаров.

Отдельно следует сказать про налоговых агентов по налогу на добавленную стои-мость. Плательщики налогов данной категории имеют возможность сделать вычеты по налогам на добавленную стоимость в случаях, если работают по общей системе налогооб-ложения, перечисляют в казну НДС, применяют приобретенные ресурсы при осуществ-лении облагаемой НДС деятельности и имеют возможность подтверждать право на получение вычетов соответствующей документацией (платежками, счетами-фактурами). Исключения составляют организации, которые:

-реализуют в нашей стране конфискованные товары, продают имущество по судебным решениям, клады, а также вещи, которые относят к скупленным, бесхозным либо перешедшим в наследство государству (пункт 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ);

-являются посредниками при реализации товаров (работ или услуг) заграничных организаций, не состоящих на налоговом учете в нашей стране (пункт 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ).

Из этого следует, что налог на добавленную стоимость к вычетам могут принять следующие налоговые агенты:

-которые реализуют в нашей стране товары (работы или услуги), приобретённые у заграничных организаций, не состоящих на налоговом учёте в Российской Федерации (пункт 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ);

-которые арендуют у государственных или муниципальных органов объекты гос-ударственной или муниципальной собственности (пункт 3 статьи 161 Налогового кодек-са РФ);

-которые продают в нашей стране собственность, закреплённую за государственными учреждениями либо предприятиями, составляют государственный бюджет и т. д. (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ).

При этом налоговые агенты при выплатах авансов за приобретённые ресурсы мо-гут использовать право на получение налоговых вычетов только после принятия данных ресурсов к учету и оформления первичной документации в соответствии с письмом Фе-деральной налоговой службы РФ №ШС-22-3/634 от 12.08.2009 г.

Плательщики налогов, которые работают на основной системе налогообложения и перечисляют для поставщиков авансы за товары (работы или услуги), также имеют право получать налоговые вычеты с предоплат в счет будущих поставок, но только в случа-ях наличия счетов-фактур (пункт 12 статьи 171 Налогового кодекса РФ).

Следует отметить, что плательщики налогов по собственному усмотрению могут применять или не применять вычеты с авансов в течение одного налогового периода, де-лить налоги на добавленную стоимость к вычетам среди нескольких периодов запрещает-ся в соответствии с письмом Министерства финансов РФ №03-07-11/321 от 22.11.2011 г.

После оприходования товаров от поставщиков налогоплательщики принимают к вычетам налоги на добавленную стоимость из отгрузочных счетов-фактур и при этом восстанавливают НДС из авансовых счетов-фактур.

В случаях расторжения (изменения) договоров с поставщиками авансовые налоги, которые приняли к вычетам, восстанавливаются в кварталах изменения (прекращения) договоров (пункт 3 статьи 170, пункт 12 статьи 171, пункт 9 ста-тьи 172 Налогового кодекса РФ).

Формула для расчёта 20 % от суммы НДС выглядит следующим образом:

НДС = НБ * 20 / 100,

где НБ - база по налогу на добавленную стоимость;

20 - ставка налога в 2020 году.

Следует обратить внимание, что до 1 января 2019 года ставка по налогу на добав-ленную стоимость была равна 18 %, а после этой даты расчет НДС проводится по ставке 20 %.

С 1 января 2019 года плательщикам налогов необходимо следить за применяемыми став-ками, так как налог на добавленную стоимость в размере 20 % используется только для товаров, отгрузка которых осуществлялась в 2019 году, при этом не играют роли даты подписания договоров. В случаях, если договоры заключались в 2018 году, следует про-писать в них ставки налогов 18 и 20 % для включения действующих на тот момент ста-вок, заключить с контрагентами дополнительные соглашения, в которых указать отгрузку по налоговой ставке 20 %.

Следует отметить, что возврат в 2019 году товаров, которые отгрузили в 2018 году, осуществляется по ставке отгрузки - 18 %. В этих случаях продавцы должны предъявить скорректированные счета-фактуры.

Процедура возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета

В действующем законодательстве предусмотрены два способа, при помощи кото-рых можно возместить налог на добавленную стоимость:

-общий (обычный) - компенсация налога на добавленную стоимость выполняется в соответствии с итогами камеральных проверок (статья 176 Налогового кодекса РФ);

-заявительный (ускоренный) - компенсация налога на добавленную стоимость вы-полняется в оговоренных случаях до завершения камеральных проверок (ста-тья 176.1 Налогового кодекса РФ).

Общий (обычный) порядок компенсации налога на добавленную стоимость

Плательщик налогов могут возвратить НДС из казны при превышении по окончании налоговых периодов размеров вычетов над размерами рассчитанных в общем порядке налогов (пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ).

Компенсация налогов наиболее часто выполняется в обычном порядке, которым предполагаются нижеследующие действия (статья 176 Налогового кодекса РФ):

-налогоплательщики подают в налоговую инспекцию декларации по НДС и заявления для возмещения налогов;

-налоговая инспекция проводит камеральные проверки, в процессе которых выяв-ляет присутствие нарушений норм Налогового кодекса РФ и, в случае необходимости, делает запросы документов, которые подтверждают расчеты налогоплательщиков;

-в случаях, если нарушения не обнаружены, то в срок 7 рабочих дней по-сле завершения проверок налоговой инспекцией принимается решение по возмещению налога на добавленную стоимость;

-в случаях, если в процессе проведения проверок выявлены нарушения, то работ-никами налоговой инспекции на протяжении 10 рабочих дней после завершения прове-рок оформляются акты и документы, подтверждающие налоговые нарушения, в срок 5 рабочих дней вручаются плательщикам налогов, у которых имеется 15 рабочих дней для подачи возражений в письменном виде;

-после истечения сроков для подачи возражений руководитель налоговой инспек-ции или его заместители обязаны рассмотреть материалы проверок и принять решения, следует ли компенсировать налог на добавленную стоимость (его часть) или нет, приня-тые решения в письменном виде отправляются плательщикам налогов в срок 5 рабочих дней;

-в случаях, если налоговой инспекцией принимаются положительные решения, денежные средства направляются налогоплательщикам на расчетные счета при условии, что у них отсутствуют долги по федеральным налогам и прочим сборам, в противных случаях суммы будут автоматически зачтены для погашения недоимок.

Следует отметить, что компенсацию налога на добавленную стоимость не позже 5 рабочих дней от момента, когда налоговой инспекцией приняты соответствующие реше-ния, производит казначейство. В случаях, если вышеуказанный срок не будет соблюдён, налогоплательщики должны получить проценты за просрочку по действующим ставкам рефинансирования.

Ускоренный (заявительный) порядок компенсации налога на добавленную стоимость

Выполнить возврат налога на добавленную стоимость возможно не только в обычном, но и в ускоренном (заявительном) порядке (статья 176.1 Налогового кодекса РФ).

Ускоренный порядок могут использовать не все плательщики налогов, а только те, которые попадают в нижеприведённые категории:

-Организации и индивидуальные предприниматели, которые совокупно перечис-лили в казну налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых (без учета налогов, которые уплачены ими как налого-выми агентами или при вывозе товаров за рубеж) в размере более 2 миллиардов рублей в течение 3-х календарных лет, прошедших перед годом реализации права на ускоренное возмещение налогов. Для подобных плательщиков налогов действует заявительный по-рядок в случаях, если они работают в течение как минимум 3-х лет к моменту предостав-ления деклараций;

-Организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо деклараций по налогу на добавленную стоимость, позволяющих возвратить налоги, предоставили банковские гарантии. В подобных ситуациях банковские гарантии представляют из себя обязательства банков выплатить за налогоплательщиков возмещенные (зачтённые) уско-ренным методом налоги сразу после требования налоговой инспекции в случаях, если решения о возвращении (зачёте) налога на добавленную стоимость будут отменены в со-ответствии с правилами статьи 176.1 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что банковские гарантии выдаются только банками, которые соответствуют нормам ста-тьи 74.1 Налогового кодекса РФ. Подобные гарантии должны действовать на протяжении 10 месяцев от момента сдачи деклараций по налогам на добавленную стоимость, которые позволяют компенсировать налоги, а их размеры должны быть достаточными для возвращения в казну возмещаемого НДС. При этом банки, которые гарантируют вы-полнение данных обязательств, в самостоятельном порядке в течение 1 рабочего дня от момента выдачи банковских гарантий уведомляют об этих фактах налоговую инспек-цию;

-Организации и индивидуальные предприниматели, которые являются резидента-ми территорий с опережающим социально-экономическим развитием либо резидентами свободного порта г. Владивосток и с декларациями по налогам на добавленную стои-мость сдали договоры поручительства от управляющих компаний. Указанными догово-рами предусматривается, что, если на протяжении 15 рабочих дней от момента предъяв-ления требования налоговой инспекцией налогоплательщики не возвратили в казну ком-пенсированный им налог на добавленную стоимость, возвраты в полной мере будут вы-полнены управляющими компаниями.

В действующем законодательстве имеются нижеследующие требования для поручителей:

-ими должны выступать отечественные организации;

-общие размеры налогов на добавленную стоимость, акцизов, налогов на прибыль и налогов на добычу полезных ископаемых (без учета налогов, которые уплачены ими как налоговыми агентами и в связи с вывозом товаров за рубеж) составляют более 2 мил-лиардов рублей. Размеры вышеперечисленных налогов вычисляются на протяжении 3-х лет, которые прошли перед годом предоставления заявлений о заключении договоров по-ручительства;

-в соответствии с действующими договорами поручительства размеры обяза-тельств поручителей составляют не свыше 50 % от чистых активов поручителей по состоянию на 31 декабря предыдущего года;

-поручители не проводят процессы ликвидации или реорганизации;

-поручители не осуществляют процедуру банкротства;

-у поручителей отсутствуют долги по налогам.

Вышеперечисленные плательщики налогов для того, чтобы в ускоренном порядке компенсировать налог на добавленную стоимость, обязаны в срок 5 рабочих дней после предоставления деклараций подать в налоговую инспекцию заявления.

После получения заявлений, у налоговой инспекции имеется 5 рабочих дней для того, чтобы выполнить проверку прав налогоплательщиков на компенсацию налога на добавленную стоимость в заявительном порядке и наличие у них недоимок по налоговым выплатам. По истечению данного срока выносятся решения о возвращении налогов в ускоренном порядке либо об отказе в возращении налогов. На протяжении 5 рабочих дней налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщикам принятые решения.

В случаях положительных решений, на следующий рабочий день после их приня-тия налоговой инспекцией направляются в казначейство поручения для возмещения налогоплательщикам НДС на указанные реквизиты. У казначейства имеется 5 рабочих дней для выполнения поручений. При задержках налогоплательщикам положены ком-пенсации в форме процентов, которые рассчитаны исходя из действующих ставок рефи-нансирования за каждый из просроченных дней.

В случаях, если по итогам проверок нарушения не будут выявлены и налогопла-тельщики с декларациями предоставляли банковские гарантии, налоговой инспекцией в срок 7 рабочих дней направляются соответствующие решения налогоплательщикам, а на следующий день - заявления в банки об освобождении от обязательств по банковским гарантиям. В случаях с договорами поручительства ситуация является аналогичной.

Если налогоплательщикам отказано в возвращении налога на добавленную стои-мость в ускоренном порядке, налоговой инспекцией проводятся камеральные проверки в сроки и в порядке, которые прописаны в статье 176 Налогового кодекса РФ. По результатам проверок составляются акты, их совместно с возражениями налогопла-тельщиков, в случаях наличия таковых, рассматривает руководитель налоговой инспек-ции или его заместители, которые в срок 5 рабочих дней направляют принятые решения налогоплательщикам в письменном виде. Одновременно с данными решениями налого-плательщики получают требования вернуть возмещенные по ускоренной процедуре налоги на добавленную стоимость, а также проценты на сумму возврата в количестве действующих двойных ставок рефинансирования.

Причины для отказа в возвращении налога на добавленную стоимость

Как было сказано ранее, для того, чтобы возвратить налог на добавленную стои-мость, налогоплательщики должны применять основную систему налогообложения, пе-речислять в казну НДС и иметь документы, которыми подтверждаются «входящие» и «исходящие» налоги.

Возврат налога на добавленную стоимость из казны напрямую связан с размерами налоговых вычетов, поэтому организации и индивидуальные предприниматели обязаны отслеживать безопасную долю вычетов по НДС. Что подразумевается под данной долей? В общем случае она является максимально допустимым процентом налогов, которые налогоплательщики имеют право возвратить из бюджета без риска привлечения внима-ния у проверяющих. Величина данного процента определяется Федеральной налоговой службой и публикуется на официальном сайте nalog.ru в ежегодных отчетах по форме 1-НДС.

В соответствии с информацией Федеральной налоговой службы в 4-м квартале 2018 года размер безопасного вычета по налогу на добавленную стоимость составлял 86.9 %. В 1-м квартале 2019 года в среднем по Российской Федерации данный процент возрос до 89.2 %.

Организации и индивидуальные предприниматели для того, чтобы не сделать ошибки с размером компенсации налога на добавленную стоимость в 2020 году и верно рассчитать размеры вычетов по НДС, должны воспользоваться декларацией по форме КНД 1151001 (используется с 2019 года) и следующей формулой:

Доля вычетов по НДС налогоплательщиков = Размер заявленных вычетов по НДС

(стр. 190 разд. 3 декларации) / Размер НДС к уплате при учёте восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации)

Пример 1:

ООО «Технологии комфорта» за 1-й квартал 2019 года реализовано товаров общей стоимостью 500 000 руб. (в т. ч. НДС - 83 334 руб.). Закупочная стоимость товаров со-ставляла 390 000 руб. (в т. ч. НДС - 65 000 руб.). Вышеуказанные операции отразятся в учете организации следующим образом:

Корреспонденция сче-тов Сумма, руб. Описание операции

Дт Кт

41 60 325 000 Приобретение товаров в целях перепродажи

19 60 65 000 Учтённый НДС с приобретенных товаров

68 19 65 000 Входящий НДС, принятый для вычета

62 90 500 000 Реализовано товаров

90 68 83 334 Начислено НДС с реализованных товаров

Из вышеприведенной информации можно сделать вывод, что к уплате останется налог на добавленную стоимость в размере 18 334 руб. Размер налогов к вычету: 65 000 / 83 334 = 78 %. В итоге к вычету заявили 78 % налога, при том что допустимый размер за 1-й квартал 2019 года составляет 89.2 %. Следовательно, поводы для беспокойства у организации отсутствуют.

Помимо федеральной доли безопасного вычета, Федеральная налоговая служба предоставляет сведения по регионам. Для конкретных регионов рассчитывать безопасные доли вычетов по налогу на добавленную стоимость следует по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Размер вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону)

Необходимо отметить, что вышеуказанную формулу для вычета налогов на добав-ленную стоимость можно применять только в отношении налогоплательщиков, которые не экспортируют товары.

Пример 2.

ООО «Азовстрой» находится в Ростовской области. В соответствии с итогами ра-боты за 2018 год организация обязана направить в казну при учёте восстановленного налога на добавленную стоимость 220 000 рублей. Размер налогового вычета в этом же периоде составляет 196 000 рублей. Какова величина доли вычета налога на добавленную стоимость за 4-й квартал 2018 года для организации?

Подставив в формулу имеющиеся сведения, можно получить:

196 000 / 220 000 = 89.1 %

По налогу на добавленную стоимость размер безопасного вычета на 4-й квартал 2018 года в Ростовской области составляет 92.0 %. Из этого можно сделать вывод, что организацией не превышен допустимый порог и она не находится в зоне налоговых рисков.

Что необходимо предпринять, если доля вычета всё же превысила безопасный по-рог? Следует отметить, что для рассмотрения налогоплательщиков в виде потенциальных объектов проверок налоговой инспекцией используется много критериев. И безопасная доля вычетов по налогу на добавленную стоимость является только одним из них. В связи с этим превышение установленных рамок не означает автоматического попадания в планы проверок. Как и нахождение в безопасной зоне не предоставляет гарантий, что налогоплательщики не привлекут внимания налоговой инспекции по прочим крите-риям.

Если сказать об организациях, которые возвращают налог на добавленную стои-мость при экспорте товаров, то здесь действуют особые порядки для налогоплательщиков, вывозящих сырьевые и несырьевые товары: производят вычеты НДС различными способами и в различных периодах.

В случае экспорта несырьевых товаров вычеты налога на добавленную стоимость не зависят от подтверждения ставки по налогу и отражаются в декларациях после приня-тия товаров на учет и получения счетов-фактур. Организациями - экспортёрами сырьевых товаров заявляются вычеты налога на добавленную стоимость в декларациях, составлен-ных за периоды, в которых собраны документы, подтверждающие экспорт (статья 165 Налогового кодекса РФ).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Федонов Роман Александрович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X