Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Пошаговая инструкция для восстановления утраченных документов на квартиры

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
438 просмотров
0 комментариев

Анонс

Как восстанавливать утраченные документы на квартиры

Дескрипшен

В жизни могут случиться различные ситуации - важнейшие документы теряются в общественном транспорте, при чрезвычайных ситуациях, при пожарах. А также они могут быть украдены злоумышленниками или испорчены детьми. В настоящей статье будет рассказано, как следует восстанавливать документы на квартиры в случае их утраты.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УТРАЧЕННЫХ

ДОКУМЕНТОВ НА КВАРТИРЫ

Какую документацию на квартиры следует восстанавливать?

Документация на объекты жилой недвижимости бывает трёх видов: правоустанавливающая, правоподтверждающая и техническая.

Правоустанавливающая документация – те бумаги, при помощи которых подтверждается возникновение прав собственности на объекты недвижимости. К примеру, договоры купли-продажи, судебные решения, договоры долевого участия в строительстве, договоры обмена и прочие бумаги.

Правоподтверждающая документация – те бумаги, при помощи которых удостоверяются права собственности граждан на объекты недвижимости. До 2016 года такими документами считались свидетельства о праве собственности, после него - выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Техническая документация – те бумаги, в которых отражаются важнейшие характеристики объектов недвижимости: к примеру, точные адреса, площади каждой жилой комнаты, схемы планировок, высота потолков и прочее. К ней можно отнести кадастровые и технические паспорта, а также технические планы недвижимости.

Любую документацию на квартиры в случае утраты следует восстановить, так как она необходима для осуществления сделок и для подтверждения прав собственности.

Как следует восстанавливать утраченную документацию на квартиры

В зависимости от того, какая документация утрачена, восстановительные процессы могут различаться. В целом они просты - необходимо сделать обращение в органы, которые занимались выдачей документации, заплатить государственные пошлины и запросить дубликаты либо выдачу новой документации. В большинстве ситуаций для этого необходимо предоставление:

-удостоверений личности - паспорта граждан России необходимы в целях подтверждения ваших личностей;

-правоудостоверяющая либо правоустанавливающая документация на квартиры - для подтверждения прав собственности граждан на них;

-заявления - как правило, их пишут лично в случаях обращения в соответствующие органы;

-ксерокопии испорченной или утерянной документации, если они имеются у граждан – для того, чтобы подтвердить, что бумаги ранее существовали.

Рассмотрим случаи восстановления каждого из документов в отдельности.

Как восстанавливать свидетельства о правах собственности на объекты недвижимости

Восстановление свидетельств о собственности не представляется возможным. Они выдавались тогда, когда ещё функционировал Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Тогда свидетельства печатались на гербовых бумагах, в них были указаны имена, фамилии и отчества владельцев жилья, а также прочие важнейшие сведения. С 15 июля 2016 года выдача свидетельств о правах собственности прекратилась, а любые сделки стали регистрироваться в ЕГРН вместо ЕГРП. Все сведения из ЕГРП были перенесены во вновь созданный реестр.

Если гражданами были куплены объекты недвижимости до 2016 года и получены на руки свидетельства, но затем они были утрачены, необходимо оформлять выписки из ЕГРН. Они выдаются на обычной бумаге, заверяются подписями и печатями сотрудников Росреестра, и подтверждают права собственности граждан так же, как и свидетельства старой формы.

Для того, чтобы получить новую правоудостоверяющую документацию, следует обратиться в органы Росреестра, если они ведут приём граждан в ваших населённых пунктах, либо в МФЦ. Необходимо оплатить госпошлину: её величина составляет для физических лиц 750 рублей за один документ в бумажной форме. Следует предоставить паспорта, оригиналы квитанций об уплате госпошлин, а также любые документы на жилище. На протяжении 3-х рабочих дней после поступления запросов органы Росреестра подготовят выписки об объектах недвижимости.

Как восстанавливать выписки из Единого государственного реестра недвижимости

Если гражданами приобретены объекты недвижимости после 15 июля 2016 года, то после регистрации прав собственности они получили выписки. Они действуют и в настоящее время. Если их утратили, следует сделать обращение в органы Росреестра в том порядке, как было рассказано выше: предоставляются паспорта, другие документа на жилища, квитанции об уплате госпошлины, а также пишутся заявления на месте.

Имеется ещё один способ - получение выписок в электронной форме. Тогда гражданам высылаются электронные документы с официальными подписями. Оформление новых выписок возможно в домашних условиях при помощи официального сайта органов Росреестра.

Для получения новых выписок следует ввести в поисковое поле кадастровые номера объектов недвижимости либо их точные адреса, а затем выбрать соответствующие значения из выпадающих списков, далее выбрать необходимые формы выписок снизу и оплатить госпошлину с карты или прочими способами. При подаче заявок через интернет её величина составляет 350 рублей.

Сроки подготовки электронных выписок составляют от 15 до 30 минут, в исключительных ситуация - 5 рабочих дней. На протяжении нескольких минут документация будет выслана на электронную почту. У неё будет иметься полная юридическая сила, но при осуществлении большинства дальнейших сделок с объектами недвижимости всё же потребуется бумажный вариант выписок.

Порядок восстановления утерянных договоров купли-продажи недвижимости

Договорами купли-продажи подтверждается, что гражданами в законном порядке были оформлены права собственности на объекты недвижимости. К примеру, если отсутствуют свидетельства о правах собственности, они помогут их получить либо отстоять личные интересы в судебных органах при возникновениях спорных ситуаций.

Восстанавливать договоры купли-продажи возможно 3-мя методами:

-Сделать обращение к продавцам - у них должны находиться вторые экземпляры договоров купли-продажи. Их возможно отксерокопировать и в нотариальном порядке заверить для того, чтобы затем применять в качестве полноценных договоров;

-Сделать обращение в органы Росреестра, следует запросить копии из государственных архивов и также их нотариально заверить;

-Сделать обращение в нотариальные конторы. В случаях, если договоры купли-продажи были заверены у нотариусов, их копии до сих пор хранятся у них. Их можно запросить у любого из работников нотариальных контор и там же заверить.

В случаях, если квартиры покупались давно, на основаниях устных договоренностей либо без нотариального участия, восстановление договоров не представляется возможным, так как их фактически не существует. Если же жилища приобретались в 1996 – 1998 г. г. либо ранее, следует обращаться в городские архивы - возможно, там находятся на хранении копии документации. Но стопроцентных гарантий восстановления не сможет предоставить никто.

Порядок восстановления утраченных свидетельств о наследстве

Свидетельства о наследстве могут потребоваться при разрешении судебных споров либо при регистрации прав собственности, если гражданами ещё не оформлялись эти документы.

Для восстановления свидетельств о наследстве следует обратиться к нотариусам, которые их оформляли. Они обязаны сохранять копии документации в своих архивах и выдавать их по заявлениям. Необходимо предоставить паспорта, документацию на объекты наследуемой недвижимости и заявления, а затем оплатить нотариальные услуги. Суммы для оплаты могут различаться в зависимости от регионов, в среднем они составляют от 1 000 до 5 000 рублей.

Сроки для выдачи дубликатов свидетельств находятся в зависимости от регламентов работы конкретных нотариусов, но в среднем они составляют несколько рабочих дней. Когда нотариусы найдут свидетельства, они заверят их и выдадут гражданам. Дубликаты будут обладать полной юридической силой - их возможно будет предоставлять в органы Росреестра или суды как доказательства прав собственности.

Порядок восстановления утраченных договоров социального найма

Договоры социального найма являются основаниями для проживания в квартирах. Они выдаются в случаях, если гражданами снимаются объекты недвижимости у государства, и они не оплачиваются. Как правило, подобные сделки проводятся с гражданами, которых можно отнести к льготным категориям: к примеру, с малоимущими, с детьми, которые остались без родительского попечения, с теми, кто страдает хроническими заболеваниями и предоставляет опасность для окружающих.

Для восстановления договоров социального найма следует использовать один из двух способов:

-Сделать обращения в отделы по жилищной политике местных администраций. С ними были заключены договоры, в связи с этим муниципалитеты обязаны сохранять вторые их экземпляры в своих архивах.

-Сделать обращения в органы Росреестра. Факты проживания в квартирах по договорам социального найма должны регистрироваться в органах Росреестра, в связи с этим государственные органы также должны сохранять их в своих архивах.

Во всех случаях гражданам будут необходимы паспорта или иные документы, которые удостоверяют личности, заявления и информация об объектах недвижимости. Следует также знать их кадастровые номера - они указаны в технических документах на квартиры.

Порядок восстановления утраченных кадастровых паспортов

Кадастровые паспорта являются документами, в которых находится вся информация об объектах недвижимости: суммарные площади квартир, их кадастровые стоимости и много других сведений. Раньше они выдавались в Бюро технической инвентаризации (БТИ).

В настоящее время дубликаты кадастровых паспортов получить не представляется возможным, так как они упразднены. Вместо них действуют выписки из ЕГРН. В них имеется вся важнейшая информация об объектах недвижимости, в том числе:

-этажи и площади квартир;

-точные адреса с указанием подъездов, корпусов, строений, номеров квартир;

-формы собственности, фамилии, имена и отчества всех собственников;

-наличие обременений и ограничений прав на собственность;

-кадастровые номера;

-кадастровые стоимости;

-технические планы.

Для получения информации, которая ранее находилась в кадастровых паспортах, необходимо взять стандартные выписки из ЕГРН. Как это сделать, было рассказано ранее.

Порядок восстановления утраченных технических паспортов на квартиры

В случаях, если потеря документации не миновала технические паспорта, их необходимо восстанавливать в БТИ. В документации содержится основная информация о недвижимости, она нужна в целях учёта объектов.

Для восстановления технических паспортов следует обратиться в местное БТИ или написать заявления в онлайн-режиме. Будут необходимы:

-паспорта граждан России, которые удостоверяют ваши личности;

-заявления, которые заполняют согласно установленным образцам;

-документация на жилище - правоустанавливающая или правоудостоверяющая, в зависимости от того, какая из них имеется;

-оригиналы квитанций об уплате госпошлины - её величина начинается от 900 рублей и не зафиксирована в законодательстве.

Время на восстановление находится в зависимости от того, были ли получены технические паспорт ранее. Если да, работники БТИ смогут просто выдать дубликаты, но это происходит очень редко. Если нет, либо характеристики жилища изменились, работники БТИ не уверены в истинности информации, то на процесс восстановления уйдёт примерно 1 месяц. На протяжении данного срока на объекты должны приехать инженеры для того, чтобы произвести нужные замеры и осмотреть жилища.

Прочую утраченную документацию следует восстанавливать по аналогичной схеме - в органах, которые её зарегистрировали. К примеру, договоры дарения подлежат обязательному заверению у нотариусов в случаях, если дарители в долевой собственности. В подобных ситуациях их необходимо заверить в обязательном порядке, в прочих - нотариусов привлекают по желаниям сторон сделок.

Как действовать при утрате всей документации на квартиры

Утрата полных пакетов документации на квартиры является неприятной ситуацией. В случаях, если они были потерян, то документы могут использовать преступники – к примеру, продать объекты недвижимости при составлении сложных схем с участием работников государственных органов. В связи с этим срочно следует обратиться в органы полиции и подать заявления об утрате. В этом случае, сделки при участии Вашей документации произвести будет невозможно.

Далее необходимо выяснить, где восстанавливать документацию на квартиры. В начале лучше получить выписки из ЕГРН - они подтвердят Ваши права собственности и помогут в восстановлении остальных документов.

Для того, чтобы не посещать большое количество организаций и не ждать оформления каждого документа в отдельности, следует обратиться в МФЦ. Работники МФЦ направят запросы одновременно в несколько государственных органов, и Вы получите возможность для восстановления всего пакета документации сразу. Это поможет сэкономить время.

Что может произойти в случаях, если не восстановить утраченную документацию на квартиры

-Штрафы. Законодательством предусмотрено, что владельцы жилья должны иметь всю документацию на объекты недвижимости. Но штрафы за её отсутствие не полагаются - то есть даже если граждане не будут восстанавливать документацию в течение нескольких лет, то не придётся выплачивать штрафы.

-Преступники. Самым опасным образом ситуация может закончиться в случаях, если документация попадёт в руки преступников. Если у них имеются связи, то они смогут прописать других людей, продать, поменять либо заложить жилплощадь, осуществить ряд прочих сделок. Право на собственность и проживание позже будет возможно восстановить, но для этого потребуется обращаться в судебные органы.

-Потеря времени. Техническая, правоустанавливающая и правоудостоверяющая документация понадобится при осуществлении всех сделок с объектами недвижимости. То есть гражданам в любых случаях придётся её восстанавливать. Но если этот процесс отложить, то процедуры по продаже, обмену, дарению квартир могут надолго затянуться.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Федонов Роман Александрович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X