Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Изменение условий трудового договора с иностранными гражданами. Решение Конституционного Суда РФ

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 2)
241 просмотров
0 комментариев

Изменение условий трудового договора с иностранными гражданами
(перевод на другую должность иностранного работника и изменение адреса рабочего места не требует уведомления миграционных служб).

Значительное количество российских организаций привлекают иностранную рабочую силу. Все мы знаем насколько это длительный и требующий большой бумажной работы процесс (несмотря на некоторое облегчение этой процедуры в последние годы). Административные взыскания за различные нарушения в привлечении иностранной рабочей силы весьма значительны (до 1 миллиона рублей за одного иностранного гражданина, - ст. 18.15 КоАП РФ). При этом происходят постоянные изменения в вопросе оформления работников, имеются спорные и неясные вопросы.

Один из таких спорных моментов был, в некоторой степени, закрыт на этой неделе Конституционным Судом Российской Федерации. На сайте Конституционного Суда было размещено Постановление от 04 февраля 2020 года № 7 п «по делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.А.Викторовой» (см. Подробнее >>>).

Постановление явилось итогом спора относительно привлечения ИП Викторова А.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 тысяч рублей (часть 3 предполагает ответственность за неуведомление или нарушение порядка уведомления соответствующих органов о заключении или расторжении трудового договора с иностранным работником).

Спор в данном случае возник в связи с тем, что ИП Викторова заключив трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан и соответствующим образом уведомив управление по вопросам миграции МВД Чувашской Республики впоследствии перевела работника на должность продавца с работы водителя, при этом изменился и адрес по которому находилось рабочее место. Судья, который принял решение о наложении административного взыскание пришел к выводу об отсутствии надлежащего уведомления компетентных органов о привлечении иностранного работника.

Позицию суда первой инстанции поддержал судья Верховного Суда Чувашской Республики. Несмотря на то что «между индивидуальным предпринимателем Викторовой А.А. и гражданином Республики Таджикистан… был заключен трудовой договор по иной профессии и по иному адресу места осуществления им трудовой деятельности, о чем 21 апреля 2017 года в установленный срок было направлено соответствующее уведомление, повлечь отмену состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления не может».

По мнению судьи Чувашии «по смыслу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», примечания к статье 18.15 КоАП РФ в их взаимосвязи с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации», работодатель обязан направить уведомление по каждому факту привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности с указанием конкретной профессии и адреса места осуществления трудовой деятельности принятого на работу иностранного гражданина» (Решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года).

Подобная позиция подтверждена в постановлении заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года.

Конституционный Суд, в отличие от предыдущих инстанций посчитал что, «абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином».

Какие аргументы привёл Конституционный Суд?

По его мнению «часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации (регулирует возникновение трудовых отношений при фактическом допуске к работе) не затрагивает отношений, связанных с поручением работнику работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором». Работодатель вправе переводить работника на другую работу и в другую местность вместе с работодателем, при этом «отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается». Это же справедливо и в отношении иностранных работников. Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с ИРС трудовых договоров.

Конституционным Судом делается следующий вывод: «поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством», а следовательно у работодателя отсутствует обязанность уведомлять соответствующие органы «о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность)». Таким образом, отсутствие уведомления об изменении определенного в трудовом договоре адреса и выполняемой работы не является правонарушением и не может повлечь ответственность в соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

В завершение отмечу, что принятое решение ликвидирует еще один пробел в правовом регулировании труда иностранных граждан и, несомненно, будет полезно в правоприменительной деятельности.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Волков Константин Владимирович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 2
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X