Что делать в случае навязывания платных медицинских услуг?

504 просмотров
94 дочитываний
1 комментариев

Гражданин, застрахованный в рамках ОМС, при наступлении страхового случая имеет право на бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной и базовой программ ОМС (ст. 4 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Возможны ситуации, когда одна и та же медицинская услуга может оказываться с использованием изделий медицинского назначения как российского, так и зарубежного производства, а бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с программой госгарантий подразумевает использование только изделий российского производства.

В этом случае предложение получить услугу платно само по себе не является нарушением со стороны медицинской организации, но ответ на это предложение требует соответствующего документального оформления, в частности:

• добровольного информированного отказа пациента от оказания медицинской услуги с использованием изделия российского производства (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

• добровольного информированного согласия пациента на оказание медицинской услуги с использованием изделия медицинского назначения зарубежного производства;

• должным образом оформленного и заключенного договора на оказание платных медицинских услуг.

При заключении договора пациенту должна быть в доступной форме предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»).

Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Если вы считаете, что бесплатные медицинские услуги вам навязывают на возмездной основе, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в администрацию медицинской организации

Обратитесь в администрацию медицинской организации (к заведующему отделением, руководителю медицинской организации) для получения достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Такое право закреплено за каждым застрахованным в системе ОМС (п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ; п. 5 Письма Минздрава России от 15.08.2018 № 11-8/10/2-5437 «О памятке для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи» (далее - Памятка)).

Руководство обязано пояснить, почему предлагаемая медицинская услуга (медицинские услуги) не охватывается базовой или территориальной программой государственных гарантий и, соответственно, не оказывается бесплатно (п. 7 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Это обращение может быть как устным, так и письменным в виде обычного заявления или претензии.

Шаг 2. Обратитесь в страховую медицинскую организацию (СМО) за предоставлением устной консультации

Обратитесь в СМО или в территориальный фонд ОМС с той же целью.

Обратиться можно очно или по телефону, указанному в полисе. Как правило, специалисты СМО и территориального фонда ОМС в короткие сроки могут пояснить, входит ли та или иная медицинская услуга в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (базовую и территориальную) (п. 5 Памятки).

Шаг 3. Обратитесь в СМО

Пациент или его представитель имеет право подать жалобу в СМО относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе целевую медико-экономическую экспертизу (пп. 2 п. 17 Порядка, утв. Приказом ФФОМС от 28.02.2019 № 36 (далее – Порядок № 36)).

Результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом, являются основанием для применения мер к медицинской организации. Применяемые к медицинской организации меры могут быть предусмотрены законодательством об обязательном медицинском страховании в РФ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение № 8 к Порядку № 36 ). Кроме того, результаты медико-экономической экспертизы могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи (ч. 9 ст. 40, ст. 41 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ; п. 27 Порядка № 36; Приложение № 8 к Порядку № 36).

Шаг 4. Обратитесь в Роспотребнадзор

Пациент вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с заявлением (жалобой) на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг при условии, что он предварительно обращался с претензией непосредственно в медицинскую организацию и ему не ответили или не удовлетворили его требования (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016 «О новых требованиях к обращениям потребителей как основанию для проведения внеплановой проверки»).

Условие такого предварительного обращения не распространяется на случаи заявления об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также о причинении такого вреда (Информация Роспотребнадзора от 21.12.2016 «О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор»).

При установлении нарушений прав пациента Роспотребнадзор может вынести предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь виновных к административной ответственности, а также обратиться в суд с заявлением в защиту прав пациента (ст. 14.8 КоАП РФ; п. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Шаг 5. Обратитесь в Росздравнадзор и (или) иные организации и органы власти

При нарушении прав пациента на предоставление бесплатной медицинской помощи он вправе также обратиться (п. 5 Памятки):

1) в территориальный орган Росздравнадзора;

2) территориальный орган управления здравоохранением;

3) территориальный фонд ОМС;

4) общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;

5) профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;

6) федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения РФ, Федеральный фонд ОМС, Росздравнадзор и пр.

Шаг 6. Обратитесь в суд с исковым заявлением

Исковое заявление можно подать в суд по месту жительства или пребывания истца, по адресу ответчика (то есть медицинской организации, чьи действия по принуждению к оказанию медицинской помощи на платной основе оспариваются) либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1; ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ).

Предметом иска должно стать требование о компенсации уплаченной денежной суммы за оказанные медицинские услуги, оказание которых, по мнению истца, должно было производиться бесплатно в соответствии с программой госгарантий.

Обращение в суд можно рассматривать как самостоятельный способ защиты нарушенного права, но следует помнить, что полученные от СМО, органов прокуратуры, территориального органа Роспотребнадзора и иных организаций (органов власти) заключения по соответствующим досудебным обращениям существенно облегчат процесс доказывания в суде.

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Labor est etiam ipse voluptas
да
6 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
Поделиться в социальных сетях:
да
6 / 0
нет

Обсуждают (1):Обсуждение

Автор: (0), Пользователи: Мельников Владимир Георгиевич (1)

Комментарии (1)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (1)

Читайте также

11.03.2021, 13:20
Как мобильные операторы воруют и списывают деньги с абонентов и чем поможет жалоба в Роспотребнадзор Роспотребнадзор против платных подписокВ Роспотребнадзоре наконец-то вспомнили, что кроме борьбы с коронавирусом (который вроде уже побеждён) есть и другие проблемы.В ведомстве решили озаботиться ...
3 66
13.04.2019, 11:47
Бесплатные медицинские услуги, за которые с нас все равно берут деньги Полис обязательного медицинского страхования имеется практически у каждого гражданина. Его обладатель имеет право на получение достаточно широкого перечня медицинских услуг без их оплаты.Тем ...
88 9 799
07.03.2019, 08:04
Минздрав занялся вопросом навязывания платных медицинских услуг Министерство здравоохранения подготовит проект изменений в правила оказания платных медицинских услуг в поликлиниках и больницах, пишет «Российская Газета» со ссылкой на федеральный портал проектов ...
4 206
07.02.2019, 20:34
«Сбербанк» окончательно упал в моих глазах Один из самых «любимых» банков россиян и самый любимый банк отечественных мошенников начал «чудить» уже по-взрослому.Складывается впечатление, что сотрудников крупнейшего банка России теперь ...
206 26 618
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение