Пути (способы) повышения правовой грамотности медицинских работников
Можно выделить следующие пути повышения уровня правовых знаний медицинских работников как одного из действенных факторов предотвращения конфликтов с пациентами (как в общероссийском масштабе, так и на уровне конкретного учреждения здравоохранения) [Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-Медиа, 2017. С. 167-168].
Во-первых, необходимо серьезно реформировать систему преподавания правовых дисциплин студентам медицинских учебных заведений всех уровней.
Будущие медики должны обладать не только знаниями в области юриспруденции, достаточными для исполнения должностных обязанностей, но и практическими навыками работы с правовой литературой в сфере здравоохранительного права, а также применения информационных технологий.
Во-вторых, в ходе повышения квалификации работников здравоохранения в учебные курсы необходимо введение правовых модулей.
В-третьих, компетентными организациями должно системно инициироваться комплексное изучение медико-правовых проблем.
В настоящее время одним из важнейших компонентов развития научно-медицинского потенциала страны является необходимость появления научных кадров, занимающихся исследованием проблем медицины и права.
В-четвертых, в любом учреждении здравоохранения надлежащим образом должна быть организована работа юридической службы.
Она должна строиться на проведении эффективных мероприятий по правовому обеспечению врачебной деятельности, которые должны проводиться системно, а не от случая к случаю или в авральном варианте (лишь при наличии конфликта "пациент - медицинская организация").
В-пятых, в каждой медицинской организации должен реализовываться комплекс мер, направленный на повышение уровня правовой грамотности медицинских работников:
а) инициирование включения в штатную структуру учреждения здравоохранения должности юридического работника (юридического подразделения);
б) компьютеризация структурных подразделений медицинской организации и обеспечение возможности беспрепятственного доступа медиков в сеть Интернет для оперативного получения информации в юридической сфере (например, с информационно-правовых порталов);
в) контроль со стороны руководства медицинской организации за уровнем правовых знаний каждого работника (в форме тестирования, устного опроса, анкетирования и т.п.);
г) системное проведение с участием сотрудников юридических подразделений обучающих мероприятий для медицинских работников по ознакомлению с положениями действующего законодательства, регламентирующего проведение здравоохранительной деятельности;
д) организация и проведение круглых столов и семинаров по углублению правовых знаний с приглашением работников контролирующих органов, правоохранительных органов и судов;
е) организация системного анализа в медицинской организации с целью выявления пробелов и недостатков в проведении правовой подготовки медработников (с привлечением юридических работников):
-материалов обращений граждан;
-документов, составляемых по результатам проверок контролирующих органов;
-документов прокурорского реагирования;
-судебных решений;
ж) периодическое тестирование медицинских работников с целью проверки знания ими норм законодательства, применение которого необходимо в текущей деятельности;
з) материальное стимулирование медиков, не допускающих возникновения конфликтов с пациентами вследствие низкого уровня правовых знаний по специальности;
и) внесение в должностные инструкции работников их обязанности владеть нормами законодательства в объеме, достаточном для надлежащего исполнения служебных обязанностей, и следить за изменением действующих нормативно-правовых положений [Старчиков М.Ю. Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами: положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов. М.: Инфотропик Медиа, 2019. C. 65-68].