Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Мартин Лютер Кинг

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
117 просмотров
0 комментариев

Мартин Лютер Кинг — младший (англ. Martin Luther King Jr.; 15 января 1929, Атланта, Джорджия, США — 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси, США) — американский баптистский проповедник, общественный деятель и активист, получивший известность как самый заметный представитель и лидер движения за гражданские права чернокожих в США с 1954 года до своей смерти в 1968 году. Кинг выступал за защиту гражданских прав с помощью ненасилия и гражданского неповиновения, тактик, вдохновлённых его христианскими убеждениями и ненасильственным активизмом Махатмы Ганди.

В 1955 году Кинг возглавил бойкот автобусных линий в Монтгомери, а в 1957-м стал первым президентом Конференции южного христианского руководства (SCLC). В её составе он возглавил безуспешные протесты против сегрегации в 1962 году в Олбани и помог организовать ненасильственные акции 1963 года в Бирмингеме. Он также помог организовать марш на Вашингтон 1963 года, на котором выступил со своей знаменитой речью «У меня есть мечта».

14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за борьбу с расовым неравенством через ненасильственное сопротивление. В 1965 году он помог организовать марши от Сельмы до Монтгомери. В следующем году он и SCLC отправились севернее, в Чикаго, для борьбы с сегрегированным жильём. В последние годы своей жизни он расширил сферу своей деятельности, включив в неё противодействие бедности и войне во Вьетнаме. Он отдалил многих либеральных союзников речью 1967 года «Вне Вьетнама». Джон Эдгар Гувер считал его радикалом и с 1963 года направил на него слежку программы ФБР COINTELPRO. Сотрудники ФБР расследовали его возможные связи с коммунистами, записывали его внебрачные связи и сообщали о них государственным чиновникам, а в одном случае послали ему анонимное письмо с угрозами, которое он посчитал попыткой заставить его совершить самоубийство. В 1968 году Кинг планировал провести национальную забастовку в Вашингтоне, названную Кампанией бедных людей[en], но был убит 4 апреля в Мемфисе. Вслед за его смертью последовали беспорядки во многих городах США. Утверждения, что Джеймс Эрл Рэй, осуждённый и заключённый в тюрьму за убийство Кинга, был подставлен или действовал вместе с государственными агентами, продолжали высказывать спустя десятилетия после убийства. Рэй был приговорён к 99 годам тюрьмы, фактически пожизненно, и отбыл 29 лет заключения, умерев от гепатита в 1998 году в тюрьме. Кинг был посмертно награждён Президентской медалью Свободы и Золотой медалью Конгресса США. День Мартина Лютера Кинга был учреждён в нескольких городах и штатах, начиная с 1971 года, и начал праздноваться на федеральном уровне с 1986 года. Сотни улиц в США переименованы в его честь, Кингу также был перепосвящён округ в штате Вашингтон. Мемориал Мартина Лютера Кинга на Национальной аллее в Вашингтоне был открыт в 2011 году.

Детство, юность и образование

Средняя школа Кинга была названа в честь просветителя-афроамериканца Букера Т. Вашингтона

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в Атланте в семье пастора Мартина Лютера Кинга — старшего и Альберты Уильямс Кинг. Именем Кинга при рождении было Майкл, как и у его отца, но после постепенного перехода тот изменил имя на «Мартин» у себя и сына в 1934 году. Кинг-старший впоследствии утверждал, что «Майкл» было ошибкой лечащего врача при рождении сына[8], а имя в свидетельстве о рождении Кинга-младшего было изменено в 1957 году. Оба родителя Кинга — афроамериканцы, через прапрадеда со стороны отца у него также есть ирландские корни.

Кинг был средним ребёнком в семье, между старшей сестрой Кристин Кинг Фаррис и младшим братом Альфредом Кингом. Кинг пел в церковном хоре на премьере фильма «Унесённые ветром» в Атланте в 1939 году и любил пение и музыку. Его мать была опытной органисткой и главой хора, бравшей его петь в различные церкви, и он привлёк внимание исполнением песни I Want to Be More and More Like Jesus. Потом Кинг стал членом младшего хора своей церкви. Кинг утверждал, что отец регулярно хлестал его до 15 лет; сосед Кингов говорил, что слышал, как Кинг-старший говорил своему сыну, что «сделает его кем-то, даже если ему придётся избить его до смерти». Кинг наблюдал гордые и бесстрашные протесты отца против сегрегации, такие как отказ слушать полицейского после обращения к Кингу-старшему как к «мальчику» и уход из магазина с сыном после предписания кассира, что им придётся «уйти в конец» магазина, чтобы их обслужили. Когда Кинг был ребёнком, он подружился с белым мальчиком, отец которого владел бизнесом возле дома его семьи. Когда дети достигли 6 лет, они начали школу: Кингу пришлось пойти в школу для афроамериканцев, а мальчик пошёл в школу для белых (государственные школы входили в число учреждений, сегрегированных законодательством). Кинг перестал общаться с другом, так как отец последнего больше не хотел, чтобы они играли вместе.

Кинг страдал от депрессии в течение большей части своей жизни. В свои юношеские годы он изначально чувствовал неприязнь к белым из-за «расового унижения», через которое приходилось проходить ему, его семье и соседям в сегрегированном Юге. В 12 лет, вскоре после смерти бабушки по матери, Кинг, виня себя, выпрыгнул из окна второго этажа, но выжил.

Кинг изначально скептически относился к многим постулатам христианства. В 13 лет он отрицал воскресение Иисуса во время воскресной школы[20]. С этого времени, по его словам, «сомнения начали безжалостно прорываться». Тем не менее, позже он заключил, что Библия имеет «много глубоких истин, которые нельзя избежать», и решил пойти в семинарию.

Живя в Атланте, Кинг посещал среднюю школу имени Букера Т. Вашингтона. Он получил известность за свои ораторские способности и входил в команду дебатов школы. Когда ему было 13, в 1942 году, он стал самым молодым помощником заведующего станцией доставки газет Atlanta Journal. В одиннадцатом классе он выиграл первый приз на ораторском соревновании, спонсировавшемся Negro Elks Club в Дублине (штат Джорджия). Когда он ехал домой в Атланту на автобусе, ему и его учителю было приказано стоять, чтобы белые пассажиры могли присесть. Кинг сначала отказался последовать этому, но подчинился после того, как учитель сказал ему, что иначе он нарушит закон. Впоследствии он сказал насчёт этого случая, что был тогда «самым разгневанным в своей жизни». Будучи отличным учеником, он пропустил девятый и двенадцатый классы средней школы.

Морхауз-колледж

Когда Кинг был в одиннадцатом классе средней школы, Морхауз-колледж, уважаемый исторически чёрный колледж, объявил, что примет любого ученика 11-го класса, который сможет пройти вступительный экзамен. В это время многие учащиеся прекратили учёбу ради участия во Второй мировой войне. Вследствие этого, Морхауз хотел найти достаточное число студентов. Кинг прошёл экзамен и поступил в Морхауз-колледж в возрасте 15 лет. Летом до своего последнего года обучения 18-летний Кинг решил пойти в священники. Он заключил, что церковь гарантировала ему возможность «удовлетворить внутреннее желание служить человечеству». «Внутреннее желание» Кинга возрастало, и он примирился с баптистской церковью, считая, что будет «рациональным» священником с проповедями, которые станут «благоговейным двигателем идей, социального протеста».

Духовная семинария Крозер

В 1948 году 19-летний Кинг закончил Морхауз-колледж со степенью бакалавра искусств в социологии. После этого он поступил в духовную семинарию Крозер[en] в Честере, которую закончил в 1951 году со степенью бакалавра богословия. Отец Кинга полностью поддерживал решение сына продолжить своё богословское образование и помог ему получить работу у Джозефа Пия Барбура[en], друга семьи, бывшего священником в Баптистской церкви Голгофы в Честере. Потом Кинг стал известен как один из «сыновей Голгофы», в число которых также входили Уильямом Огастусом Джонсом — младшим[en] и Сэмюэлом Девиттом Проктором[en], также впоследствии ставшие известными проповедниками чёрной церкви. Вместе с Кингом в Крозере учился Уолтер Макколл (англ. Walter McCall), бывший одноклассник в Морхаузе. В семинарии Кинг был избран главой студенческого совета. Учащиеся-афроамериканцы Крозера в основном проводили своё время на Эдвардс-стрит. Кинг часто посещал её, так как на ней жила тётя его одноклассника, которая часто готовила для них капусту. Один раз Кинг сделал выговор другому студенту за держание пива в своей комнате, сказав ему, что у них была общая ответственность как у афроамериканцев нести «бремя негритянской расы». Некоторое время он интересовался «социальной проповедью» Вальтера Раушенбуша. На третий год в Крозере Кинг начал встречаться с белой дочерью немецкой иммигрантки, работавшей поварихой в столовой. До отношений с Кингом она встречалась с профессором. Кинг планировал жениться на ней, но его друзья посоветовали ему этого не делать, так как межрасовый брак вызвал бы неприязнь как у белых, так и у чёрных, и мог помешать бы ему когда-либо возглавить церковь на Юге. Кинг слёзно сказал другу, что не сможет вынести переживаний своей матери по поводу брака, и разорвал отношения через 6 месяцев. Он продолжал иметь чувства к покинутой им девушке; по словам одного из его друзей, «он никогда не пришёл в себя». Кинг женился на Коретте Скотт 18 июня 1953 года на лужайке дома её родителей в Хайбергере, штат Алабама. Семья имела четырёх детей: Йоланду Кинг (1955—2007), Мартина Лютера Кинга III (род. 1957), Декстера Скотта Кинга[en] (род. 1961) и Бернис Кинг (род. 1963). Когда они жили в браке, Кинг ограничивал роль Коретты в движении за гражданские права, считая, что она должна быть домохозяйкой и матерью. В возрасте 25 лет, в 1954 году, Кинг стал пастором Баптистской церкви Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама).

Докторская степень

Кинг начал докторантуру по систематической теологии в Бостонском университете и получил степень доктора философии 5 июня 1955 года с диссертацией A Comparison of the Conceptions of God in the Thinking of Paul Tillich and Henry Nelson Wieman (с англ. — «Сравнение представлений о Боге в размышлениях Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимана»), написанной сначала под руководством Эдгара Шеффилда Брайтмена, а после его смерти — Лотана Харольда Девулфа. Учась в докторантуре, Кинг работал помощником священника в Двенадцатой баптистской церкви с преподобным Уильямом Хантером Хестером. Хестер был старым другом отца Кинга и оказал большое влияние на Кинга. Годы спустя, в октябре 1991 года, академическая проверка обнаружила, что части его диссертации были заимствованы и он действовал некорректно. Тем не менее, «несмотря на обнаружение этого, комитет высказался, что „нет никакого смысла думать об отнятии докторской степени Кинга“, так как действие, по его словам, не имеет какого-либо смысла». Комитет также пришёл к выводу, что диссертация всё ещё «вносит разумный вклад в науку». Вместе с копией диссертации Кинга, удерживаемой в библиотеке университета, приводится письмо, уточняющее, что несколько кусков текста были включены без уместного оформления и цитирования источников. По поводу интерпретации плагиата Кингом ведутся значительные споры.

Бойкот автобусных линий в Монтгомери

В марте 1955 года Клодетт Колвин, 15-летняя чернокожая школьница в Монтгомери, отказалась уступить своё автобусное место белому мужчине в нарушение законов Джима Кроу, местных законов на Юге США, устанавливавших сегрегацию. Кинг состоял в комитете афроамериканского сообщества Бирмингема, наблюдавшего за судебным спором; Эдгар Никсон и Клиффорд Дурр решили подождать лучшего дела, так как в этом судебный спор был с участием несовершеннолетнего.

Девять месяцев спустя, 1 декабря 1955 года, похожий случай произошёл, когда Роза Паркс была арестована за отказ уступать своё место в городском автобусе. Два этих случая привели к началу бойкота автобусных линий в Монтгомери, который побудил и запланировал Никсон и возглавил Кинг. Бойкот продолжался в течение 385 дней[45], ситуация стала настолько напряжённой, что в дом Кингов была брошена бомба. В ходе кампании Кинг был арестован и был выпущен после того, как окружной суд США в деле «Браудер против Гейла» признал практику расовой сегрегации в общественных автобусах Монтгомери неконституционной. Роль Кинга в бойкоте автобусов превратила его в национального деятеля и наиболее известного представителя движения за гражданские права.

Конференция южного христианского руководства

В 1957 году Кинг, Ральф Абернати, Фред Шаттлсворт[en], Джозеф Лоуэри и другие активисты за гражданские права основали Конференцию южного христианского руководства (англ. Southern Christian Leadership Conference, SCLC). Группа была создана с целью использования морального авторитета и организационных сил чёрных церквей для проведения ненасильственных протестов за реформу гражданских прав. Группу вдохновили кампании евангелиста Билли Грэма, подружившегося с Кингом после его участия в кампании Грэма в Нью-Йорке в 1957 году. Кинг возглавлял SCLC вплоть до своей смерти. Молитвенное паломничество за свободу SCLC в 1957 году стало первым обращением Кинга национального уровня. В числе других лидеров борьбы за гражданские права, входивших в SCLC с Кингом, были: Джеймс Бевел, Аллен Джонсон, Кёртис У. Харрис, Уолтер Фонтрой, Корди Вивиан Эндрю Янг The Freedom Singers, Чарльз Эверс, Кливленд Робинсон, Рэндольф Блэквелл, Энни Белл Робинсон Дивайн, Чарльз Кензи Стил[en], Альфред Дэниэл Уильямс Кинг, Бенджамин Хукс, Аарон Генри и Байард Растин. Директор ФБР Джон Эдгар Гувер боялся движения за гражданские права и начал расследования проникновения коммунистов в их ряды. Когда в пользу этого не появилось ни одного доказательства, ФБР начало использовать случайные детали, пойманные их записями в течение следующих 5 лет, чтобы сместить Кинга с его руководящей позиции в рамках программы COINTELPRO. Кинг считал, что организованный ненасильственный протест против системы сегрегации на Юге, известной как законы Джима Кроу, приведёт к широкому освещению борьбы за равенство и избирательные права для чернокожих. Журналистские репортажи и телевизионные кадры о ежедневных лишениях и унижениях, от которых страдают чернокожие Юга, а также о насилии со стороны сегрегаторов и преследовании правозащитников и марширующих за гражданские права, вызвали волну позитивного общественного мнения по отношению к движению, что убедило большинство американцев в том, что движение за гражданские права — самый важный вопрос американской политики начала 1960-х. Кинг занимался организацией и возглавлял марши за право чернокожих на голосование, за десегрегацию, рабочие права и другие основные гражданские права. Большинство этих прав были закреплены в законодательстве США после принятия Закона о гражданских правах 1964 года и Закона об избирательных правах 1965 года.

Деятельность

В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди. Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе — начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее. Одним из ключевых событий в борьбе за гражданские права стал Марш на Вашингтон 28 августа 1963 года. В нём приняли участие от 200 до 300 тысяч человек (наиболее вероятной считается оценка в приблизительно 250 тысяч человек — как усреднённая). В марше принимали участие чёрные и белые, католики, иудеи, протестанты, центристы и левые — спектр участников был очень широк (хотя преимущественно это были все же чёрные — до 80 %). Тогда свою известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» (англ. I have a dream). Речь Кинга, произнесённая в год столетия опубликования знаменитой Прокламации Авраама Линкольна об освобождении рабов, считается одним из шедевров ораторского искусства. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Эти действия Кинга способствовали тому, что в 1964 году были изданы «Закон о гражданских правах» («Civil rights Act of 1964») и «Закон об избирательных правах» 1965 года («Voting rights Act of 1965»). Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Убийство

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас — все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

« Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 48 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам»»

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав. Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Владимир
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (0)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения

Читайте также

  5.2к
  529.9к
  1.2к
  844к
  529.9к
  529.9к
  19.9к
  529.9к
  239.9к
  69.9к
  5.2к
  529.9к
  1.6М
  430.1к
0 X