Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Культ личности

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
136 просмотров
0 комментариев

Краткое содержание:

Культ личности.

Культ личности или культ вождя, возникает, когда режим страны – или, более редко, человек – использует средства массовой информации, пропаганды, зрелища, искусство, патриотизм, для создания идеализированного, героического и почтительного образа лидера, часто с помощью беспрекословной лести и похвалы. Культ личности похож на апофеоз, за исключением того, что он основан на современных методах социальной инженерии обычно государством или партией в однопартийных государствах и государствах с доминирующей партией. Это часто наблюдается в тоталитарных или авторитарных странах.

При культе личности все средства используются с одной целью – придать лидеру образ богоподобного человека, единственного, кто может управлять государством без какой-либо альтернативы. Для создания такого образа используются и, следует отметить, крайне успешно наука, литература и искусство.

Культ личности - это уничижительный термин, подразумевающий концентрацию всей власти в одном харизматическом лидере в тоталитарном государстве и почти обожествление этого лидера в государственной пропаганде. Тоталитарные режимы используют контролируемые государством средства массовой информации, чтобы культивировать общественный имидж лидера, который превосходит всю жизнь, посредством беспрекословной лести и похвалы. Лидеров хвалят за их необычайную смелость, знания, мудрость и любые другие сверхчеловеческие качества, необходимые для легитимации тоталитарного режима. Культ личности служит для поддержания такого режима у власти, противодействия открытой критике и оправдания любых политических изгибов и поворотов, которые он может принять. Среди наиболее печально известных и распространенных культов личности в двадцатом веке были те, которые окружали Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзэдун, Франсиско Франко, Чианг Кайшек, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, Хуан и Эвита Перон, Пол Пот, Аугусто Пиночет, Ким Чен Ир и Саддам Хуссейн. Термин «культ личности» иногда также применяется к национальным лидерам, которые не стремились к подобной благочестивой лести в течение своей жизни или срока пребывания в должности, но позже были прославлены правительством или в национальных средствах массовой информации. Примеры могут включать в себя Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Шарль де Голль, Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и другие.

Культ личности отличается от «поклонения героям» Томаса Карлейля тем, что он намеренно строится вокруг национального лидера и часто используется для оправдания авторитарного правления. В одном из наиболее идиосинкразических употреблений он иногда применяется по аналогии для обозначения общественного почитания известных лидеров общественных движений, таких как Карл Маркс, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Че Гевара, Малькольм X, Нельсон Мандела и другие. Фактически, сам термин происходит от критики Карлом Марксом «суеверного поклонения авторитету», которое развивалось вокруг его собственной личности, признанных заслуг и вклада в работу первого Социалистического Интернационала во второй половине XIX века.

Исторически сложилось так, что многие правители пропагандировали свои собственные культы личности. Абсолютные монархии были преобладающей формой правления на протяжении большей части записанной истории, и большинство традиционных монархов пользовались общественным благоговением и обожанием. Например, Египет фараонов, императорский Китай и Римская империя присвоили своим коронованным государям статус почитаемых богов-царей. Доктрина божественного права королей утверждала, что абсолютистские монархи, такие как Генрих VIII, Людовик XIV или Екатерина Великая, сидели на своих тронах по воле Бога. Демократические революции восемнадцатого и девятнадцатого веков все более затрудняли сохранение традиционной автократией своей божественной ауры. Однако развитие современных средств массовой информации, государственного образования и государственной пропаганды позволило некоторым более поздним национальным лидерам манипулировать общественным мнением и проецировать почти столь же превозносимый общественный имидж. Культы личности развивались вокруг некоторых из самых известных тоталитарных диктаторов двадцатого века, таких как Гитлер, Сталин и Мао, которые на пике своей персонализированной власти были воспеты как непогрешимые, богоподобные существа. Их портреты висели в каждом частном доме или общественном здании, а художники и поэты страны должны были создавать произведения искусства, боготворящие героя-вождя.

Многие менее известные самодержцы занимались подобным самовосхвалением, подчиняя почти все стороны национальной жизни своему непостоянному тщеславию и мании величия. В постсоветском Туркменистане, например, покойный пожизненный президент Сапармурат Ниязов поощрял свой собственный культ личности, усеивая местные пейзажи общественными памятниками самому себе и даже переименовывая месяцы года, чтобы отдать дань уважения себе и своей семье. После провозглашения независимости Туркменистана в октябре 1991 года бывший председатель Совета Министров СССР и первый секретарь туркменской Коммунистической партии быстро утвердился как центр и источник всей политической власти в новой стране. Ниязов стал первым президентом независимого Туркменистана и победил на безальтернативных выборах 1992 года, которые были единственными президентскими выборами, проведенными за время его правления. Он принял титул Туркменбаши («глава всех туркмен»), и послушная законодательная власть страны провозгласила его пожизненным президентом. Он даже написал книгу «Рухнама», или «книга духа», которая стала обязательной частью учебных программ на всех уровнях национальной системы образования.

Термин «культ личности» стал модным после того, как советский лидер Никита Хрущев резко осудил почти обожествление Сталина перед закрытым заседанием Двадцатого съезда партии 25 февраля 1956 года:

«Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин, используя все мыслимые методы, поддерживал прославление собственной личности... Одним из наиболее характерных примеров самовосхваления Сталина и отсутствия у него даже элементарной скромности является издание его краткой биографии, вышедшее в свет в 1948 году. Эта книга-выражение самой безудержной лести, пример превращения человека в Бога, превращения его в непогрешимого мудреца, «величайшего вождя», «возвышенного стратега всех времен и народов. В конечном счете, не нашлось больше слов, чтобы вознести Сталина до небес. Нам нет нужды приводить здесь примеры отвратительной лести, наполняющей эту книгу. Все, что нам нужно добавить, это то, что все они были одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них были добавлены его собственным почерком к проекту текста книги» .

В стране, издавна славившейся традиционным поклонением религиозным святым и царям, публичное возвеличивание советских лидеров сознательно осуществлялось как необходимое условие построения национального единства и согласия. Результатом стал культ личности Сталина  тотальная преданность всех советских граждан всесильному вождю, личность полубога которого олицетворяла героизм и славу «строительства социализма в одной стране». «Хрущевская» секретная речь была крупным прорывом постсталинского руководства с угнетающим господством сталинизма. «Большой Брат», вымышленный персонаж знаменитого романа Джорджа Оруэлла «тысяча девятьсот восемьдесят четвертый», по общему мнению, является сатирой на культ личности Сталина (хотя с равной вероятностью он был основан на вездесущем британском Лорде Китченере).



Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Елена
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X