Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Процедура завершения исполнительного производства судебными приставами

204 просмотров
0 комментариев

ПРОЦЕДУРА ЗАВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

Сроки и основания закрытия исполнительных производств судебными приставами

Завершение исполнительных производств считается их обязательной стадией. Оно может выполняться в двух видах: прекращение или окончание исполнительных производств.

Считается, что актуальным законодательством на сегодняшний момент в недостаточной мере разграничиваются понятия прекращения и окончания исполнительных производств и фактически только просто перечисляются их основания.

С определённой долей условности как о критериях, по которым возможно разграничивать рассматриваемые институты, следует сказать про субъекты, уполномоченные прекращать или оканчивать исполнительные производства. Так, если прекращения исполнительных производств возможны и по решениям судов, и по решениям судебных приставов-исполнителей (хотя и при помощи императивно установленных оснований для каждого из них), то окончание исполнительных производств возможно только в соответствии с инициативами судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона об исполнительном производстве исполнительные производства прекращаются судами в следующих ситуациях:

-после смерти граждан-взыскателей (гражданин-должников), объявления их умершими либо признания их отсутствующими без вести, если установленные судебными актами, актами других органов или должностных лиц обязанности и требования не могут быть переданы правопреемникам и не могут быть выполнены доверительными управляющими, которые назначены органами опеки и попечительства;

-после утраты возможностей исполнения исполнительных документов, которые обязывают должников совершать необходимые действия (воздерживаться от совершения необходимых действий);

-после отказа взыскателей от получения вещей, которые изъяты у должников в процессе исполнения исполнительных документов, содержащих требования о передаче их взыскателям;

-в прочих ситуациях, когда в федеральном законодательстве предусматривается прекращение исполнительных производств (к примеру, исполнительные производства по взысканиям штрафов за преступления подлежат прекращению при отмене приговоров в части присуждения штрафов, при этом должны быть возвращены все денежные средства, которые взысканы в процессе исполнения в соответствии с частью 14 статьи 103 Федерального закона об исполнительном производстве).

Гражданским процессуальным законодательством установлено, что вопросы прекращений исполнительных производств рассматриваются судами, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители, в срок 10 дней. Об этом должны извещаться взыскатели, должники, судебные приставы-исполнители, при этом их неявки не считаются препятствиями для разрешения вышеуказанных вопросов. В соответствии с результатами рассмотрений заявлений о прекращениях исполнительных производств судами выносятся определения, которые направляются взыскателям, должникам, а также судебным приставам-исполнителям, отвечающим за исполнительное производство. На вышеуказанные определения судов могут быть поданы частные жалобы в соответствии со статьёй 440 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Необходимо заметить, что в тех ситуациях, когда вопросы о прекращениях исполнительных производств разрешаются в судах, имеется презумпция их рассмотрения в судах общей юрисдикции, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве.

Прекращения исполнительных производств, которые возбуждены на основании исполнительных документов, выданных арбитражными судами, производятся теми же арбитражными судами либо арбитражными судами, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители в нижеследующих ситуациях:

-при исполнениях актов органов, которые выполняют контрольные обязанности, или судебных решений, актов прочих органов и должностных лиц по административным делам, или актов прочих органов в случаях, которые предусмотрены в федеральном законодательстве - по отношению к организациям или гражданам, ведущим предпринимательскую деятельность без получения статуса юридических лиц;

-при исполнениях постановлений судебных приставов-исполнителей согласно части 16 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях, если должниками являются организации или граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без получения статуса юридических лиц.

Заявления о прекращениях исполнительных производств рассматриваются в срок 10 дней в порядке, который предусмотрен в статье 324 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, т. е. с извещением взыскателей, должников и судебных приставов-исполнителей. Неявки вышеуказанных лиц, которые извещены соответствующим образом о месте и времени проведения судебных заседаний, не являются препятствиями для рассмотрения заявлений. В соответствии с результатами их рассмотрения выносятся определения, копии которых направляют взыскателям, должникам и судебным приставам-исполнителям.

При этом определения арбитражных судов о прекращениях исполнительных производств или об отказах в прекращениях исполнительных производств могут быть обжалованы в соответствии со статьёй 327 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Исполнительные производства прекращаются судебными приставами-исполнителями в нижеследующих ситуациях:

-при принятии судами актов о прекращениях исполнений выданных ими исполнительных документов;

-при принятии судами отказов взыскателей от взысканий;

-при утверждении судами мировых соглашений между взыскателями и должниками;

-при отмене судебных актов, на основании которых выданы исполнительные документы;

-при отмене или признании недействительными исполнительных документов, на основании которых возбуждены исполнительные производства;

-при прекращении в соответствии с основаниями и порядком, которые установлены в федеральном законодательстве, исполнения судебных актов, актов прочих органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях судами, прочими органами или должностными лицами, выдавшими исполнительные документы.

В соответствии со статьёй 31.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судьи, органы, должностные лица, которые вынесли постановления о назначениях административных наказаний, прекращают исполнения постановлений в нижеследующих ситуациях:

-при издании актов амнистии, если такие акты устраняют использование административных наказаний;

-при отмене или признании утратившими силу норм законодательства, которые устанавливают административную ответственность за совершённые правонарушения;

-в случаях смерти лиц, которые привлечены к административной ответственности, либо объявления их законодательном порядке умершими;

-при истечении сроков давности исполнения постановлений о назначениях административных наказаний, которые установлены в статье 31.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ;

-при отмене постановлений, при вынесении в случаях, которые предусмотрены в административном законодательстве, постановлений о прекращениях исполнений постановлений о назначениях административных наказаний.

Следовательно, можно прийти к выводу, что судебные приставы-исполнители обычно имеют права на прекращение исполнительных производств при наличии соответствующих судебных актов.

Порядок прекращения исполнительных производств судебными приставами

Заявления о прекращении исполнительных производств рассматриваются судебными приставами-исполнителями в срок 10 дней с момента поступлений к ним заявлений. В соответствии с результатами рассмотрений заявлений судебные приставы-исполнители выносят постановления о прекращении исполнительных производств или об отказе в их прекращении в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве.

Судебные акты, акты других органов или должностных лиц о прекращении исполнения исполнительных документов подлежат немедленному исполнению при их получении судебными приставами-исполнителями.

В Федеральном законе об исполнительном производстве содержатся прямые указания правовых последствий прекращений исполнительных производств, главным из которых считается отмена любых назначенных мер принудительных исполнений, в т. ч. ареста имущества, а также ограничений, которые установлены для должников. Однако это должно указываться в постановлениях судебных приставов-исполнителей о прекращении исполнительных производств в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона об исполнительном производстве.

Вместе с вынесением постановлений о прекращении основных исполнительных производств, судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства по не полностью либо частично исполненным постановлениям о взысканиях с должников расходов на совершение исполнительных действий, исполнительских сборов и штрафов, которые наложены судебными приставами-исполнителями при исполнении исполнительных документов. Исключениями считаются прекращения исполнительных производств в связи с отменами судебных актов, на основании которых выданы исполнительные документы, а также с отменами или признаниями недействительными исполнительных документов, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

В случаях, если после прекращения основных исполнительных производств возбуждаются исполнительные производства, то ограничения, которые установлены для должников в процессе основных исполнительных производств, сохраняются судебными приставами-исполнителями, но только в размерах, которые необходимы для исполнения вновь возбужденных исполнительных производств.

Копии постановлений судебных приставов-исполнителей о прекращениях исполнительных производств, об отменах мер принудительных исполнений и о возбуждениях исполнительных производств направляются взыскателям, должникам, судам, другим органам или должностным лицам, которые выдали исполнительные документы, а также органам (лицам), исполняющим постановления об установлениях для должников ограничений, в срок 3 дня с момента вынесений постановлений о прекращениях исполнительных производств.

Важнейшей нормой законодательства об исполнительном производстве считается положение о том, что исполнительные документы, по которым исполнительные производства прекращены, остаются в материалах прекращенных исполнительных производств и не могут быть в последствии предъявлены для исполнения в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона об исполнительном производстве. Помимо этого, имеется норма, в соответствии с которой прекращённые исполнительные производства не могут быть возбуждены снова.

Порядок окончания исполнительных производств судебными приставами

Судебными приставами-исполнителями исполнительные производства оканчиваются в следующих ситуациях:

-При фактических исполнениях требований, которые содержатся в исполнительных документах. Здесь важнейшую значимость для судебных приставов-исполнителей имеют факты наличия документальных подтверждений оплаты задолженностей (квитанций об оплате, чеков и т. п.).

-При фактических исполнениях за счёт одного либо нескольких должников требований о солидарных взысканиях, которые содержатся в исполнительных документах, объединённых в сводные исполнительные производства.

-При возвращениях взыскателям исполнительных документов на основаниях, которые предусмотрены в статье 46 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При возвращениях исполнительных документов по требованиям судов, других органов или должностных лиц, которые выдали исполнительные документы.

-При направлениях исполнительных документов из одних подразделений судебных приставов в другие.

-При ликвидациях организаций-должников и направлениях исполнительных документов в ликвидационные комиссии (к ликвидаторам), кроме исполнительных документов, которые указаны в части 4 статьи 96 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При признаниях организаций-должников банкротами и направлениях исполнительных документов конкурсным управляющим, кроме исполнительных документов, которые указаны в части 4 статьи 96 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При направлениях копий исполнительных документов в организации для удержаний периодических платежей, которые установлены в исполнительных документах.

-При истечениях сроков давности исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях (при учёте норм, которые предусмотрены в части 9 статьи 36 Федерального закона об исполнительном производстве) в независимости от фактических исполнений этих актов.

Следует учесть, что исполнения солидарных обязанностей в полном объёме одним из должников освобождает прочих должников от исполнений обязательств. Соответственно, в случаях, если другое не вытекает из взаимоотношений между солидарными должниками:

-должники, которые исполнили солидарные обязанности, имеют права на регрессные требования к прочим должникам в равных долях за вычетом долей, падающих на них самих;

-неуплаченные денежные средства одним из солидарных должников должникам, исполнившим солидарные обязанности, надают в равных долях на этих должников и на прочих должников в соответствии со статьёй 325 Гражданского кодекса РФ.

Несмотря на то, что в статье 47 Федерального закона об исполнительном производстве имеется закрытый перечень оснований для окончаний исполнительных производств, в этом же законе существуют дополнительные основания. Так, в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона об исполнительном производстве, после установления местонахождений должников и их имущества судебные приставы-исполнители оканчивают исполнительные производства, если должники и их имущество находятся на неподведомственных им территориях и не имеется обстоятельств, которые предусмотрены в части 6 этой статьи.

Помимо этого, в части 15 статьи 103 Федерального закона об исполнительном производстве устанавливаются дополнительные основания для окончаний исполнительных производств по исполнительным листам о взыскании штрафов за совершение преступлений. К ним следует отнести:

-выплату штрафов в полных объёмах;

-замену штрафов другими видами наказаний или отмену наказаний в форме штрафов при амнистиях или помилованиях;

-передачу исполнительных документов в другие подразделения судебных приставов (в случае исполнений в общем порядке);

-смерть должников-осуждённых или объявление их умершими.

Если при прекращениях исполнительных производств исполнительные документы остаются в материалах дел во всех случаях, то при окончаниях исполнительных производств подлинники исполнительных документов остаются в оконченных исполнительных производствах в случаях, которые предусмотрены в пунктах 1, 2, 8 и 9 части 1 статьи 47 Федерального закона об исполнительном производстве. В прочих ситуациях в оконченных исполнительных производствах остаются только копии исполнительных документов.

Об окончаниях исполнительных производств выносятся постановления, содержащие указания на исполнения требований, которые имеются в исполнительных документах в полных объёмах либо частично или на их неисполнения. В случаях окончания сводных исполнительных производств по исполнительным документам, которые содержат требования о солидарных взысканиях, в постановлениях указывают, с каких должников и в каких размерах произведены солидарные взыскания.

В постановлениях об окончаниях исполнительных производств отменяют розыск должников, их имущества, а также установленные для должников ограничения, в т. ч. ограничения на выезд за границу и ограничения прав должников на их имущество. При окончаниях исполнительных производств в связи с их передачей в другие подразделения судебных приставов на основаниях, которые установлены в Федеральном законе об исполнительном производстве, отмена розыска должников и их имущества, а также установленных для должников ограничений не производится. В этих случаях полномочия по отмене розыска, а также по отмене и изменению ограничений переходят к судебным приставам-исполнителям, которым переданы исполнительные производства.

Одновременно с вынесениями постановлений об окончаниях основных исполнительных производств судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства по неисполненным частично или полностью постановлениям о взысканиях с должников расходов на совершение исполнительных действий, исполнительских сборов и штрафов, которые наложены судебными приставами-исполнителями при исполнениях исполнительных документов. Постановления о возбуждениях таких исполнительных производств направляются вместе с постановлениями об окончаниях основных исполнительных производств должникам, а в случае необходимости и прочим лицам.

В этих случаях ограничения, которые установлены для должников в процессе основных исполнительных производств, сохраняются судебными приставами-исполнителями в размерах, которые необходимы для исполнений вновь возбужденных исполнительных производств.

Копии постановлений судебных приставов-исполнителей об окончаниях исполнительных производств не позднее дня, который следуют за днём их вынесения, направляют:

-взыскателям и должникам;

-в суды, другие органы либо должностным лицам, которые выдали исполнительные документы;

-в банки или прочие кредитные организации либо органы, которые исполняли требования по установлению ограничений по отношению к должникам и их имуществу;

-в организации или органы, которые осуществляли розыск должников и их имущества.

Мерой, которая направлена на самое полное и верное исполнение исполнительных документов, является норма Федерального закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой на протяжении сроков предъявлений исполнительных документов для исполнения постановления судебных приставов-исполнителей об окончаниях исполнительных производств могут быть отменены старшими судебными приставами по личной инициативе или по заявлениям взыскателей при необходимости повторных совершений исполнительных действий и применений, в т. ч. повторных, мер принудительных исполнений в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона об исполнительном производстве.

По оконченным исполнительным производствам о взысканиях периодических платежей судебные приставы-исполнители имеют права на проведение проверок правильности удержаний и перечислений финансовых средств по судебным актам, актам других органов или должностных лиц по заявлениям взыскателей или по личной инициативе. При этом указанные исполнительные действия судебные приставы-исполнители имеют право производить в самостоятельном порядке либо поручить их выполнения соответствующим судебным приставам-исполнителям в соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона об исполнительном производстве.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Федонов Роман Александрович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X