Достают коллекторы, что нужно знать?
Краткое содержание :
Наряду со Службой судебных приставов в нашей стране деятельность по взысканию задолженности ведут коллекторы. Если законом приставам даны широкие полномочия по применению мер для взыскания задолженности (арест имущества, запрет на совершение определенных действий с имуществом, взыскание задолженности с заработка должника), то у коллекторов таких полномочий нет.
Поэтому нередко бывает, что коллекторы выбирают меры воздействия на должника, связанные с угрозой, психологическим и иным воздействием на должника. Но указанные меры не всегда законны.
3 июля 2016 года принят федеральный закон № 230-ФЗ (далее – закон) "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", в котором регламентированы способы, требования к осуществлению действий и условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. Рассмотрим каждый пункт поподробнее.
Способы взаимодействия с должником
Согласно закону, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, может взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Но при этом законодатель предусмотрел возможность взаимодействия между кредитором и должником иными способами, при условии если об этом между сторонами имеется письменное соглашение.
Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат задолженности
В законе относительно требований к осуществлению действий, направленных на возврат задолженности, законодатель первым пунктом акцентирует внимание, что все действия должны совершаться добросовестно и разумно. Далее говорится, что не допускаются действия, направленные на возврат просроченной задолженности, связанные с:
1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;
3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:
а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;
б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;
6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.
Таким образом, коллекторам применение психологического и (или) физического воздействия в целях возврата задолженности в любом виде, введение в заблуждение запрещено.
Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником
Одним из условий, отраженных в законе, является то, что не допускается взаимодействие с должником (непосредственное взаимодействие):
1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;
2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:
а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;
в) является инвалидом первой группы;
г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).
Но условие применимо лишь в том случае, если должник (его представитель) предоставит кредитору документы, подтверждающие возникновение вышеперечисленных оснований.
Следующее условие – это ограничение времени и количества непосредственного посредством телефонных переговоров и телеграфных сообщений (текстовых, голосовых и иных сообщений) взаимодействия с должником. Согласно данному пункту следует, что не допускается взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22.00 до 8.00 и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20.00 до 9.00 по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
И не допускается взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:
1) в рабочие дни в период с 22.00 до.00 и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20.00 до 9.00 по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о следующем, если коллекторы с утра до ночи напоминают о себе, руководствуясь законом, вы можете вполне обоснованно подать жалобу на их действия в соответствующие органы. Но еще лучше, конечно, если не допустить такой ситуации и своевременно исполнить свои обязательства.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: