Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ: последние изменения. Часть 2

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 30)
129 просмотров
2 комментариев

Ряд субъектов со специальным статусом не может быть подвергнут досмотру:

-Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ);

-Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи");

-члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 98 Конституции РФ, п. "в" ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации");

-судьи (ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", п. 5 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации");

-прокуроры (п. 2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

-руководители следственного органа Следственного комитета и следователи (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации");

-Уполномоченный по правам человека (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации");

-сотрудники органов Федеральной службы безопасности (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности");

-сотрудники органов государственной охраны (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране");

-дипломаты и члены их семей (ст. ст. 31, 37 Венской Конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г.)).

Во всех названных законах оговорено исключение для случаев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Хрестоматийным примером здесь выступает обязательный предполетный досмотр (ст. 85 Воздушного Кодекса РФ), преследующий цель обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна - при отказе любого пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым (п. 3 ст. 85 Воздушного Кодекса РФ).

Применительно к прокурорам и сотрудникам Следственного комитета законы утверждают о возможности их личного досмотра в случае задержания при совершении преступления (ст. 449 УПК РФ).

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи").

Сотрудников ФСБ РФ и органов государственной охраны, их вещи нельзя досматривать при исполнении ими служебных обязанностей, их привод, задержание, личный досмотр и досмотр их вещей не допускаются без официального представителя соответствующих органов или решения суда (абз. 4 ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности").

Интересно, что в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" странным образом не говорится о недопустимости досмотра вещей, находящихся при судье, хотя тот пользуется неприкосновенностью, что в силу п. 1 ст. 16 Закона включает неприкосновенность принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества.

О важности личного досмотра граждан, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, говорит тот факт, что их результаты часто используются в качестве доказательств по уголовным делам [Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19 мая 2016 г. № 4-АПУ 16-24, Апелляционное определение Московского городского суда от 3 августа 2016 г. по делу № 10-10068/2016, Апелляционное постановление Московского городского суда от 22 июня 2015 г. № 10-7475/2015, Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 16 февраля 2016 г. по делу № 22-11/2016 и другие].

По деяниям, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в отсутствие полной картины произошедшего, как правило, возбуждаются дела об административных правонарушениях, затем прекращаемые с возбуждением дел уголовных.

Соответственно, в жалобах, подаваемых на приговоры и иные акты уже в уголовном судопроизводстве, приводятся доводы о нарушении КоАП РФ при досмотре, по итогам которого бы-ли изъяты предметы и орудия преступления (оружие, наркотики и т.п.).

В литературе вообще отмечается, что те цели, которые законодатель в УПК РФ приписывает личному обыску, до возбуждения уголовного дела достигаются именно посредством проведения личного досмотра [Корнуков В.М., Валиев Р.Ш. Личный обыск и его роль в уголовно-процессуальном доказывании. Саратов: Издательство ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права, 2007. 208 с.].

В силу п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при необходимости передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Возбужденное дело об административном правонарушении подлежит прекращению по п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при наличии по-становления о возбуждении уголовного дела по тому же факту.

С личным досмотром и досмотром вещей, находящихся при физическом лице, связан вопрос изъятия обнаруженного (ст. 27.10 КоАП РФ) - изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Изъятие осуществляется лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Таким образом, в дополнение к должностным лицам, уполномоченным осуществлять личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ), их изъятие могут осуществлять и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о со-ответствующих административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ).

Как уже говорилось применительно к Воздушному Кодексу РФ, досмотр как меру обеспечения производства по делу следует отличать от досмотра как меры предупредительной.

Предупредительный досмотр также производят на основании п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах".

Указанная норма устанавливает право судебного пристава осуществлять досмотр вещей лиц, находящихся в зданиях (помещениях) судов, при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, и право не допускать в здание, помещение суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Перечисленные действия направлены на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья, носят предупредительный характер и не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, в отношении которых они применяются (Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 940-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Виталия Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 24.4, 29.4, 29.7 и 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 11 Федерального закона "О судебных приставах" [см.: Справочно-правовая система Консультант Плюс]).

Отдельной разновидностью предупредительного досмотра, сопряженного с производством по делам об административных правонарушениях, является досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, а также находящихся при них вещей, которые осуществляются по прибытии этих лиц в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста. Подобные вопросы, помимо КоАП РФ, регламентируются Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".

Сродни ему и описанный в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ст. 35.3) личный досмотр иностранных граждан, досмотр вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах, по прибытии их в специальное учреждение, в которое они помещаются, в том числе в ходе исполнения назначенного административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы РФ.

Досмотр по правилам КоАП РФ не следует путать с родственным ему таможенным досмотром.

Согласно положениям ст. 329 Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза [Официальный сайт Евразийского Экономического Союза http://www.eaeunion.org/, 12 апреля 2017 г. ] личный таможенный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, осуществляемая при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.

Результаты таможенного досмотра, наряду с достижением чисто таможенных целей, могут послужить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (обычно из гл. 12 и 16). Тогда судье или должностному лицу, рассматривающему указанное дело, предстоит проверить соблюдение таможенного законодательства.

Источник: Подготовлено на основе материала П.Н. Смолякова, судьи Забайкальского краевого суда, доцента Байкальского Государственного Университета.

Здравствуйте!

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Мурсалов Асхат Вилаят оглы
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 30
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (2)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения

Читайте также

0 X