Что делать, если вы купили некачественный товар?

Каждый взрослый россиянин хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой, когда приобретенный товар не соответствует заявленным качествам, а продавец отказывается возвращать деньги, перекладывая ответственность за неисправности на производителя или покупателя. На российском рынке, наводненном контрафактом, бракованными или просто некачественными товарами, такие ситуация встречаются сплошь и рядом. При этом недобросовестным продавцам, пользующимся невысокой юридической грамотностью населения, зачастую удается уйти от ответственности.
Правовая инструкция 9111.ru о том, что делать, если вы купили некачественный товар, поможет сэкономить время и вернуть деньги.
Требуйте Закон РФ «О защите прав потребителей»
Мотивацию продавца, отказывающегося принять некачественный товар, несложно понять - терять деньги никому не хочется. Поэтому готовьтесь к тому, что, аргументируя свои действия, продавец будет прибегать к уловкам, ссылаться на несуществующие статьи закона или же просто тянуть время, рассчитывая, что разозленный покупатель плюнет на все и уйдет из магазина с «пустыми руками». Поэтому стоит помнить, что по требованию покупателя продавец обязан предоставить не только жалобную книгу, но и текст закона «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 N 2300-1, статья 18 которого регламентирует процедуру расторжения договора купли-продажи.
В случае приобретения некачественного товара на основании указанной статьи вы вправе вернуть его продавцу в обмен на уплаченные деньги или аналогичный, но исправный товар. Если на товар установлен гарантийный срок, то его можно вернуть в пределах гарантийного срока. За недостатки товара в этот период продавец отвечает, если не докажет, что они возникли после передачи товара вам и из-за нарушения правил эксплуатации (п. 6 ст. 18 Закона).
Претензия должна быть в письменном виде
Для расторжения договора и возврата денежных средств первоначально следует обратиться к продавцу с претензией, которая пишется в свободной форме с указанием: Ф.И.О., адреса заявителя, выявленных недостатков товара и просьбы расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные деньги.
Немного иначе обстоят дела с технически сложными товарами — автомобилями, компьютерной техникой, мобильными гаджетами и т.д. По истечению 15-дневного срока вернуть их можно только в определенных случаях: при обнаружении существенных недостатков товара; в случае нарушения продавцом законных сроков устранения недостатков; если невозможно использовать товар в общей сложности более чем 30 дней в году из-за неоднократного устранения различных недостатков (п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Обычно эти недостатки определяет экспертиза, оплаченная за счет продавца, на который вы имеете право присутствовать.
Продавец должен принять от вас претензию и некачественный товар, поставить входящий № и дату получения, а также отметку о возврате товара (если товар возвращен при предъявлении претензии). В случае отказа от принятия претензии, следует послать ее заказным или ценным письмом с описью вложения или телеграммой с заверенным текстом и с уведомлением о вручении. Срок ответа на претензию и возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней с момента предъявления требования (ст. 22 Закона).
Вернуть некачественный товар можно и без чека
Очень часто неисправность товара выясняется, когда кассовый чек уже утерян. Однако это не является основанием, чтобы отказать потребителю в удовлетворении его законных требований. Доказать факт покупки можно и при помощи свидетельских показаний (абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Если же вы совершали покупку в одиночку, можно потребовать просмотреть записи с видеокамер, которые почти во всех магазинах стоят напротив касс. Ваша настойчивость и знание законов неприятно удивит недобросовестного продавца, который будет вынужден пойти вам на встречу.
В течение 15 дней можно вернуть даже исправный товар
Покупки в магазинах часто совершаются импульсивно, в спешке или под воздействием сильных эмоций, когда голос разума заглушается криком души. В таком состоянии можно купить товар, который на самом деле вам не нужен, не подходит по цвету, размеру, фасону или комплектации. На то, чтобы прийти в себя и трезво оценить необходимость совершенной покупки, закон отводит 14 дней, не считая дня покупки. В этот период вещи, на которых нет следов использования, можно вернуть в магазин практически без объяснения причин (п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Однако это правило распространяется не на все виды товаров. Исключения составляют предметы медицинского назначения, личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; товары, отпускаемые на метраж; бельевые, чулочно-носочные изделия; пластиковая посуда; бытовая химия, удобрения; мебель; изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, полудрагоценными и синтетическими камнями, ограненные драгоценные камни; электроника, бытовая техника; оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны; животные и растения; непериодические издания (книги, карты, ноты и т.п.) на бумажных и на цифровых носителях, продовольственные товары надлежащего качества и технически сложные товары.
Когда нужно подавать в суд?
Если продавец проигнорировал все ваши требования — отказался вернуть или обменять товар или же просто оставил без ответа вашу претензию, следует обращаться в суд общей юрисдикции с иском о расторжении договора и взыскании денег. Это можно сделать как по месту своего жительства, так и по месту нахождения продавца. Помимо исковых требований о возврате денег, уплаченных за некачественный товар, вы можете дополнительно потребовать возместить убытки, причиненные в связи с продажей некачественного товара (п. 1 ст. 18 Закона), а также, если нарушены сроки для ответа и возврата денег, вы вправе дополнительно взыскать с продавца неустойку в размере одного процента от цены товара за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 Закона).
Кроме того, если продавец добровольно не удовлетворил обоснованную претензию, суд взыскивает с продавца в пользу покупателя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу покупателя.
Как видно, потери для продавца в зависимости от стоимости некачественного товара в случае судебного разбирательства могут быть весьма внушительными, поэтому часто одной угрозы обратиться в суд бывает достаточно, чтобы запустить законный механизм возврата денег.
Будьте настойчивы и аргументированы, это позволит вам защитить свои потребительские права и наказать недобросовестного продавца.
Очень даже согласна с Лидией, тоже на личном опыте, очень показательная была история и ну о-о-ччень интересная. Судилась с продавцом и "Лакокраской" за некачественную купленную краску в магазине, провела 3 своих независимых экспертиз, одну из них в Москве, все доказала, неопровержимо, однако судья разбила в пух и прах все мои доказательства и в итоге я еще и виноватой во всем оказалась, вот какие чудеса творятся в судах. А Верховный Суд только отписки строчил каждый месяц и спускал все в суд первой инстанции. Коррупция не победима, к сожалению. Все это и до Путина было. только сейчас еще в более изощренном виде. А вот когда адвокат берется тебя защищать от бесчинства властей, берет приличный аванс от тебя и исчезает (видимо недооценив своих сил в борьбе с государственной машиной), это уже вообще не укладывается в голове ни с какими нормами адвокатской этики и ты один на один остаешься с этой проблемой и никакие ЗОПП тебе не могут помочь, ни полиция. Благо адвокатские сообщества приходят на помощь, выигрывают суд, да и то какими- то окольными путями приходится им вести дело в суде (это же нонсонс- адвокат призванный защищать твои нарушенные права сам оказывается мошенником!) чтобы наказать виновника, восстановить справедливость, заставить адвоката- мошенника вернуть незаконно присвоенные средства! Заставили, все, да не тут -то было, приставы не могут "стрясти" с должника, попросту бездействуют. Приходится, увы, и с ними судиться. В итоге через 2года стрясли. А теперь взвесьте, стоит ли овчинка выделки, пройти столько кругов ада, отстояв и восстановив все попранные права, оставшись с тяжелейшим осадком от нашей правовой системы. Испытание не для слабонервных. Есть и положительные примеры, мне нравится как ведут себя современные крупные супермаркеты, там без особых проблем делают возврат некачественных товаров. А если это небольшой магазинчик, то хлопот не оберешься.
Еще раз повторю,если не уверены в честности продавца требуйте от него независимую экспертизу и обязательно в вашем присутствии.Все же вы молодец, что отстояли свои права,хотя и такими моральными потерями.Испытание правда, не для слабонервных,а че моральный вред ,неустойки заплатили?По себе знаю настоящих судей мало ,но радует, что все же они, есть.
а почему мы должны судиться---для чего мы выбирали целую армию депутатов глав администраций.разные партии--они для чего существуют.наверно надо обращаться к главе администрации почему чиновники нарушают законы
наверно надо идти с жапобой к главе администрации---ведь они регистрировали этого предпринимателя и пускай разбирается.главу выбирали для того чтобы она получала зарплату или что-бы она работала
На этот ад и рассчитывает и государственная машина и адвокаты.Увы и ах. И плеванты на законто и сниманто кинофильмо.
Заключили договор с продавцом о поставке товара в течении 1 месяца, но товар привезли только спустя 3 месяца. Могу ли я взыскать с продавца неустойку?
Можно через суд на основании актов приема-передачи товара, акта выполненных работ и договора соответственно заключенного между сторонами.
Самое лучшее- в суд
Жалобу в роспотребнадзор
Как вернуть деньги за товар, оплаченный кредиткой?
Во-первых, необходимо составить акт возврата некачественного товара. В нем указывается сумма средств, подлежащих возврату, реквизиты кредитной карты, а также ФИО работника магазина, принявшего у вас товар, и его подпись. К нему прикладывается чек на приобретенный товар, указывается дата его возврата. Акт скрепляется подписью покупателя, а также ответственного лица магазина и заверяется его печатью. Такой документ составляется в двух экземплярах, и один из них обязательно должен остаться у вас. Это будет доказательством сдачи товара и основанием для требования возврата денежных средств за него. По сложившейся практике возврат средств на кредитную карту происходит в течение 2-3 недель.
Во-вторых, если после составления такого акта деньги на кредитную карту не были возвращены, вам необходимо обратиться с заявлением в свой банк. В нем вы должны подробно описать сложившуюся ситуацию и приложить копию составленного в магазине акта. Различные банки в таких ситуациях поступают по-разному. Однако сам факт форс-мажорных обстоятельств будет зафиксирован. Обычно торговые предприятия, продающие свои товары по кредитным картам, имеют сложившиеся отношения с банками- эмитентами кредитных карт. В этом случае все дальнейшие проблемы будут решены без вашего участия, непосредственно между магазином и банком, а средства зачислят вам на карту.
В-третьих, магазин может признать товар некачественным и согласиться возвратить средства, однако будет затягивать этот процесс. А проценты по использованию кредита уже будут начисляться. Кто будет возмещать понесенные убытки? Скорее всего магазин откажет в компенсации таких затрат на основании того, что кредитные отношения с банком были у вас, а не у магазина. Законодательство однозначно не определяет такую ситуацию, скорее всего, это бремя ляжет на ваши плечи. Однако, в случае значительного ущерба (при приобретении дорогих товаров и значительных сроках невозврата денег за некачественный товар) есть смысл обратиться в суд. Эта процедура достаточно сложная. Вам придется доказывать вину магазина в несвоевременном возврате денег или банка в неоправданном начислении процентов за использованный кредит. Правда, прецеденты положительных решений суда в пользу покупателей имеются. Самое главное в такой ситуации – иметь все документы (чек на покупку, акт возврата, заявление в банк) или их копии на руках. Только в этом случае вы сможете вернуть деньги за товар, купленный по кредитной карте, вместе с процентами.