Навязывание услуг в кредит: как взыскать убытки в суде
Краткое содержание :
То же мошенничество
Навязывание услуг в кредит – по сути то же самое мошенничество. Казалось бы, что каждый дееспособный гражданин может противостоять "мошенникам". Каждый из нас понимает, что те услуги, которые предлагаются салонами красоты, косметическими фирмами, фитнес-клубами и другими организациями, зачастую "навязываются", поскольку фирма в этом заинтересована.
Для такой недобросовестной фирмы не имеет значения, что у человека нет денег на эти услуги и, возможно, он и сам пребывает в тяжелом финансовом положении. Ведь всегда можно навязать услуги в кредит. И человек оказывается в долговых обязательствах, по сути не получив для себя ничего, вместе с тем появляется график платежей по кредиту, несоблюдение которого грозит испорченной кредитной историей, и не только.
В результате, человек чувствует себя обманутым, но зачастую просто не знает, как поступить, что делать. Ведь, на первый взгляд, все было оформлено "в рамках правового поля": заключен кредитный договор, составлен график платежей, предоставляется услуга/передан товар. При этом все документы подписаны собственноручно...
Разрешение ситуации зависит от обстоятельств каждого дела.
И на примере
Так, обратилась за помощью пенсионерка, которой были навязаны медицинские услуги в платном медицинском центре. Воспользовавшись правовой безграмотностью пенсионерки, а также "надавив" на ее тревогу за собственное здоровье, медицинский центр предложил ей подписать кредитный договор на полную сумму стоимости предложенных медицинских услуг, а также ряд сопутствующих документов, таких как информационное согласие об объеме и стоимости оказываемых медицинских услуг. В результате, пенсионерка стала участником крайне невыгодной сделки. При заключении кредитного договора она не осознавала, что берет на себя обязательства, которые априори выполнить не сможет.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел. Кроме того, сделка была совершена на крайне невыгодных для нее условиях.
Пенсионерка подала претензию в медицинский центр, которая была оставлена без внимания.
Впоследствии женщина обратилась в районный суд с исковым заявлением о расторжении договора на оказание платных медицинских услуг, возврате уплаченных денежных средств, возмещении морального вреда и юридических расходов. Районный суд удовлетворил требования пенсионерки частично, а именно, вышеуказанный договор судом был расторгнут, возмещен моральный вред и частично юридические расходы. Также суд взыскал с медицинского центра неустойку и штраф в размере 50 % от общей суммы присужденного, руководствуясь ГК РФ и Законом о защите прав потребителей.
Суд учел, что пожилая женщина была введена продавцом в заблуждение, достоверная информация об услуге ей предоставлена не была. Ответчик доказательств обратного в суд не предоставил.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно ст. 4 закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В силу ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии со ст. 12 закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Таким образом, при рассмотрении дела судом было установлено, что исполнитель нарушил положения Закона о защите прав потребителей, имеются основания для расторжения договора купли-продажи.
Вместе с тем, бремя доказывания возложено на ответчика в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также ГПК РФ, именно ответчик обязан предоставить суду доказательства того, что он действовал добросовестно, а именно, предоставил всю информацию о товаре/услуге потребителю, а также оказал услугу надлежащим образом.
Потребитель не обладала достоверной и полной информацией о предоставляемой ей услуге и была введена в заблуждение продавцом, в результате чего заключила сделку на крайне невыгодных для себя условиях.
Претензия не была рассмотрена медицинским центром в десятидневный срок, что повлекло начисление судом неустойки.
В другом деле клиент обратилась к турагенту для оформления туристической путевки по раннему бронированию. Ей было предложено подписать договор о реализации туристического продукта. Подписав договор, но не изучив досконально его условия, она согласилась оплатить часть тура из наличных имеющихся у нее денежных средств. Вторая же часть платежей по договору должна была производиться в кредит, клиент заключила кредитный договор на оставшуюся сумму услуг. Таким образом, полная стоимость услуг по договору ею была оплачена, деньги поступили на банковский счет турагента.
Однако, подробно изучив условия договора, сталкиваемся с тем, что по договору установлен аванс, поскольку тур предоставляется по раннему бронированию. Таким образом, для заключения данного договора совершенно необязательно было сразу оплачивать полную стоимость тура и брать на себя при этом кредитное обязательство, а также нести убытки в виде процентов по кредитному договору.
Поскольку договор о реализации туристического продукта предусматривает оплату услуг частями: сначала оплачивается аванс, а вторая часть оплачивается за 10 дней до начала путешествия.
В результате, женщине пришлось обратиться в турфирму с претензией.
Разрешая подобные споры, необходимо установить, какие именно нарушения законодательства допущены продавцом, осуществляющим продажу услуг "в кредит", и обратиться к нему с соответствующей претензией, срок рассмотрения которой составляет 10 дней.
Согласно Закону о защите прав потребителей, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи, а также взыскать убытки, неустойку, компенсацию морального вреда и стоимости юридических услуг. Кроме того, суд начисляет штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50 % от всей суммы, которая присуждена судом.
Но самое важное это не допускать ошибок при заключении договора изначально, ведь прежде чем подписывать договор, необходимо досконально изучить его условия, чтобы не предоставить продавцу возможности "ввести себя в заблуждение".
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: