Просвирин Антон Георгиевич
Автор публикации
Просвирин А. Г.Подписчиков: 475
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг35к

Банк не может изменять тарифы по обслуживанию граждан в одностороннем порядке

1 134 просмотрa
361 дочитывание
4 комментария
На сегодня эта публикация уже заработала 30,95 рублей за дочитывания Зарабатывать

Граждане привыкли к тому, что банки имеют право изменять условия обслуживания своих клиентов (в невыгодную для этих клиентов сторону!) по своему усмотрению. Во многих договорах на открытие банковских счетов указывается право банка на одностороннее изменение тарифов за обслуживание клиентов. Стоит ли говорить о том, что как правило, эти тарифы изменяются в большую сторону! При этом, для подобного изменения тарифов банку достаточно опубликовать соответствующую информацию у себя на сайте.

Банк не может изменять тарифы по обслуживанию граждан в одностороннем порядке

Интуитивно подобное условие в банковском договоре представляется несправедливым. В самом деле, вы разместили в банке свои денежные средства, рассчитывая по окончании срока размещения, перевести их на счет в другом банке, уплатив комиссию 1% от суммы. Однако, когда подошел срок закрытия вклада, вас «обрадовали», что комиссия теперь 10%. А поскольку в договоре было указано право банка на одностороннее изменение тарифов, то вроде бы получается, что «все по закону».

На самом деле, нет! Не по закону. Соответствующее разъяснение дал Верховный Суд РФ в определении от 11.02.2020 по делу №78-КГ 19-52. Согласно разъяснению Верховного Суда, ст.29 Закона «О банках и банковской деятельности» прямо предписывает, что «комиссионное вознаграждение за банковские операции устанавливается банковской организацией только по соглашению с клиентами».

При этом, согласно ст.310 Гражданского кодекса РФ, одностороннее изменение условий договора, по общему правилу, не допускается (за исключением случая, когда все стороны договора осуществляют предпринимательскую деятельность). В случае, если исполнение договора связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами (как в договоре с банком и гражданином – банк осуществляет предпринимательскую деятельность, а гражданин – нет), право на одностороннее изменение его условий может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.

Таким образом, закон не запрещает банкам изменять условия договора, но в случае с клиентами – физическими лицами новые тарифы должны быть согласованы гражданами путем (например) подписания дополнительного соглашения к договору. Если конечно граждане на такое изменение будут согласны.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 ≪О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении≫ предусмотрено, что если одностороннее изменение условий обязательства совершено тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом, или соглашением сторон или не соблюдено требование к их совершению, то, по общему правилу такое одностороннее изменение условий договора не влечет юридических последствий, на которые они были направлены.

Итак, банки не могут самовольно, без письменного согласия граждан, изменять условия банковского обслуживания (например, размер тарифов), даже если подобное право прописано в договоре с гражданином!

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
13 / 0
нет
Показать комментарии (4)
Заработали сегодня
Посмотреть
Ежедневный конкурс лучших постов Подробнее

Читайте также