Правила проведения досмотра пассажиров в аэропорту
В каждом аэропорту пассажиры проходят 2 вида досмотра: входной и предполетный. Они необходимы для того, чтобы максимально обезопасить пассажиров, исключить захват воздушного судна и пронос на борт запрещенных опасных предметов.
Входной досмотр проходят абсолютно все посетители аэропорта, в том числе встречающие или провожающие. Послабление возможно только для лиц с имплантированным кардиостимулятором. Предоставив соответствующую справку, они освобождаются от прохождения металлодетектора. В данном случае, они будут проверены сотрудниками службы безопасности аэропорта несколько иначе. Лица в тяжелом состоянии, с ограниченными возможностями или доставленные скорой медицинской помощью, также досматриваются отдельно.
Отказ от прохождения контроля служит основанием для расторжения с пассажиром договора о перевозке, следовательно, не допустят на самолет.
Как правило, досмотр проводится силами инспекторов службы безопасности, обязательно в сопровождении сотрудников линейного отдела полиции на транспорте. Поскольку они наделены большими полномочиями, именно они осуществляют контроль за происходящим.
Не так давно создано ведомство ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта РФ», которое осуществляет охрану всей инфраструктуры аэропорта. Однако сотрудники его не участвуют в досмотре.
Предполетный досмотр проводится с использованием технических средств, таких как:
- рентгенотелевизионные детекторы;
- газоанализаторы;
- металлодетекторы;
- тепловые сканеры.
Что касается последних, то они начали использоваться в последнее время в связи с эпидемией коронавируса. Эти сканеры позволяют измерить температуру тела человека с погрешностью до 0,1 градуса на расстоянии до 10 метров.
Помимо досмотра с помощью перечисленных средств, существует контактный досмотр, предназначенный для лиц, которым нельзя проходить через рентгенотелевизионные и металлодетекторы. Такой досмотр должен проводиться инспектором безопасности строго в перчатках, и ни в коем случае не проникая в карманы. Он может лишь предложить выложить их содержимое, а также допускается обхлопывание человека.
Далее пассажиры попадают в стерильную зону. По последним правилам проведения предполетного досмотра, не нужно снимать ремни, ширина которого менее 4 см, а толщина – менее 0,5 см. Тоже самое касается обуви, высота каблука которой менее 2,5 см, а толщина – менее 1 см. Однако, если сотрудник обратится с просьбой досмотреть эти предметы, лучше подчиниться.
Инспекторы безопасности аэропортов наделены достаточно многими правами. Во избежании неприятностей, желательно выполнять все их требования. Если вы считаете, что они чрезмерны, следует пригласить линейный отдел полиции, которые помогут решить конфликтную ситуацию в правовом поле.
Крайне не рекомендуется пререкаться, грубить и скандалить с инспекторами службы безопасности. Это приведет к тому, что вас наверняка не пустят в самолет. Тоже самое касается пассажиров в состоянии алкогольном опьянения, которых законом разрешено не пускать на борт самолета.
Правила поведения при прохождении входного и предполетного досмотров:
- вести себя спокойно. Сотрудники аэропорта всегда отмечают пассажиров, которые излишне нервничают и ведут себя не адекватно. В данном случае, на посадочном талоне делается незаметная отметка о том, что пассажира следует досмотреть особенно тщательно;
- не рекомендуется шутить про оружие, деньги и запрещенные предметы и препараты;
- в большинстве случаев подозрения вызывают мешковатая одежда, слишком пышные прически, а также длинные волосы, тщательно заплетенные в косы.
Стоит отметить, что в аэропорту работают, так называемые, профайлеры – эксперты по выявлению лжи на основе мимики, жестов и манеры разговора. Они переодетые в гражданскую одежду, могут стоять с вами в очереди, проходить предполетный досмотр и находиться в стерильной зоне. Такие люди обучены выявлять расхождения в поведении обычного человека от того, который чем-то обеспокоен и взбудоражен. Они также являются сотрудниками службы безопасности и передают информацию с целью проведения дополнительного досмотра.
При наличии каких-либо сомнений в отношении вас, инспектор безопасности может предложить провести индивидуальный досмотр в соответствии с правилами, закрепленными соответствующим Приказом Минтранса РФ от 25.07.2007 №104.
Согласно закону, личный досмотр производится в отдельном помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам и скрытым от посторонних глаз. Он проводится индивидуально, сотрудником того же пола, в присутствии двух свидетелей и сотрудников линейного отдела полиции данного аэропорта, которыми составляется протоком досмотра. Кроме того, личный досмотр допустимо проводить контактно, и даже могут попросить раздеться до нижнего белья.