Защита прав участников образовательного процесса

21 просмотров
1 дочитываний
0 комментариев

Важными условиями для соблюдения прав участников образовательного процесса являются правильно выстроенная политика руководства образовательного учреждения по формированию школьного уклада и благоприятного психологического климата, нормативная база, обеспечивающая правовое взаимодействие учителей, учащихся и родителей, открытость системы образования для всех участников образовательного процесса.

При возникновении конфликтов и жалоб всегда затрагиваются права тех или иных участников образовательного процесса, которые необходимо защищать.

Конфликтная ситуация, как правило, свидетельствует о наличии накопившихся противоречий, проблем, которые требуют решения, и в случае игнорирования их, побуждают стороны активно противоборствовать.

В настоящее время обращения граждан рассматриваются и решаются в рамках федерального законодательства и существующих регламентов по осуществлению надзора и контроля в сфере образования.

Основными статьями, касающимися защиты прав участников образовательного процесса, являются статьи 2,7, 10, 14, 15, 16, 32, 50, 51, 52 Закона РФ «Об образовании» и другие нормативные документы.

О правах человека можно говорить, когда дело касается взаимоотношений человека с должностным лицом, обладающим властными полномочиями — с администрацией школы, учителями и т.д. Если один ученик ударил другого, то это не является нарушением прав человека, хотя и является правонарушением. Если ученик оскорбил учителя, это тоже не будет нарушением прав человека, хотя будет правонарушением. Однако если учитель оскорбил или ударил ученика, то это уже является явным нарушением прав человека. Права человека будут нарушены, если учителя оскорбит директор. Поэтому школьная жизнь с позиций прав человека — это ребенок, учитель, родитель во взаимоотношениях с должностным лицом.

Чаще всего жалобы появляются в результате конфликтов: «Учащийся-учитель», «Учитель-родитель», «Администрация-учитель», «Администрация-родитель», «Администрация-ученик».

Существуют различные причины, провоцирующие в школьном социуме конфликты:

Злоупотребления учителя своими правами, грубое обращение по отношению к обучающемуся, унижение человеческого достоинства ребенка;

несправедливость и необъективность учителя;

равнодушие и невнимание педагогов к внутреннему миру и эмоциональному состоянию ребенка;

неумение педагога найти конструктивный выход из сложных взаимоотношений, возникающих между одноклассниками;

нарушение морально-этических норм поведения самим учителем.

В последнее время появились дополнительные объективные причины, в силу которых стали возникать межличностные конфликты между учителем и учащимися. Одной из таких причин является тот факт, что в связи со стремительными изменениями социальной ситуации в жизни людей, правовой грамотностью молодых родителей, доступностью интернета, «демократизацией» СМИ и т.д. снижается порог подросткового кризиса детей.

По мнению специалистов в предподростковый кризис вступают учащиеся 3-х — 4-х классов, а в подростковый — 5-х — 6-х классов. При этом преподаватели и родители не понимают возрастных психологических изменений, не меняют форм и методов работы, что провоцирует конфликты. Дополнительно ситуация усугубляется тем, что преподавателю в своей деятельности приходится требовать от учащихся выполнения учебных заданий и правил поведениях на уроках, т.е. возможность конфликтных ситуаций заложена в должностных обязанностях учителя. Учитель часто не может выйти из той социальной роли, которую он играет в силу своих обязанностей, не может взглянуть на причины конфликта объективно, увидеть себя в конфликте со стороны.

Например, по инициативе классного руководителя одной из школ в качестве меры воспитательного воздействия, решением педагогического совета школы без приглашения на заседание родителей ученик 5 «А» класса был временно переведен в 5 «Б» класс. В течение двух месяцев мальчик не посещал школу, так как не хотел учиться в другом детском коллективе. Родители требовали отмены решения педагогического совета, однако, администрация школы и педагоги отстаивали правомерность своих действий.

В результате, администрация образовательного учреждения принесла извинения родителям, поняла справедливость их требований и обеспечила возможность возвращения ученика в свой класс. Конфликт был разрешен, хотя его можно было бы вовремя предотвратить, в случае действия администрации школы в рамках существующего законодательства и не идя на поводу у преподавателей. В этом случае родители не написали бы жалобу, а ребенок не получил бы морально-психологическую травму.

Директор другой школы — учитель биологии позволила себе эмоциональные и неэтичные высказывания в адрес ученицы 9 класса, которая пришла на рок в короткой юбке и была отправлена переодеваться, а в другой школе старшеклассницу не пустили на занятия из-за того, что она пришла в джинсах, а не в школьных брюках. Впоследствии поступки педагогических работников переросли в конфликты с родителями обучающихся. В итоге, родители написали письма в различные инстанции.

Бывают случаи, когда меры воспитательного характера подменяются мерами физического воздействия на ребенка. Так, в одной из школ ученик 5 класса получил сотрясение головного мозга и ушиб голеностопного сустава по вине учителя, который, выполняя на перемене обязанности дежурного по этажу, выбил из под ученика, не желавшего выйти из класса, стул. В результате чего преподаватель лишился возможности продолжать свою трудовую деятельность в данном учреждении.

Замечено, что если педагогу или руководителю учреждения не удалось спрогнозировать и своевременно предотвратить конфликт, то попытки занять деструктивную позицию избегания или приспособления к интересам противостоящей стороны, боязни затронуть чьи-то личные интересы, могут привести к печальным последствиям.

Есть пример, когда руководитель образовательного учреждения из-за отсутствия четких требований к организации учебно-воспитательного процесса, а также стремления не осложнять отношения с родителями, которые предъявляли повышенные требования к обучению своего ребенка в школе, не придавать претензии огласке, в конечном счете, оказался в зависимости от прихотей одного из родителей ученика.

Каждая просьба родителей удовлетворялась, даже если она была не обоснована, не подтверждалась необходимыми документами. По прихоти родителей менялись учителя. Ребенок пропускал учебные занятия без уважительных причин, несмотря на неаттестацию по отдельным предметам, переводился в следующий класс. В результате нарушались права других участников образовательного процесса, возрастали противоречия в школьном коллективе, конфликт вышел за пределы школы.

Другая, часто случающаяся ситуация, связана с детским травматизмом. Жалобы по детскому травматизму свидетельствуют о недостаточной работе по профилактике детского травматизма в образовательных учреждениях во время учебного процесса и прямом нарушении ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Большинство травм дети получают во время перемен между занятиями.

В большинстве случаев это травмы, полученные в результате конфликтов между детьми и отсутствия надлежащего контроля работников образовательного учреждения, за поведением обучающихся на переменах. В основном это происходит между учащимися начальной и средней школы.

Причинами обращения родителей с жалобами во всех случаях являются:

нарушения в оказании первой помощи, несвоевременное информирование родителей;

не проведение служебного расследования в установленные сроки и наказание виновных;

равнодушное отношение к ребенку, получившему травму со стороны администрации учреждения, учителей, одноклассников.

В соответствии с п.1.4 действующего Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утвержденного приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 г. несчастный случай, происшедший во время учебно-воспитательного процесса, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2. Все несчастные случаи, оформленные актом Н-2 регистрируются органом управления образования.

Акт по форме Н-2 должен быть выдан родителям не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования, причем на руки под роспись в соответствующем журнале исходящей документации или заказным письмом по почте.

Следует обратить внимание на то, что, если обучающийся явился на следующий день после получения травмы на занятия, то расследование все равно проводится, но в свободной форме для выяснения причин (конфликта) — составляются протоколы, объяснительные записки.

Если родители обучающегося сообщают об обращении в травмпункт или больницу, то образовательное учреждение делает запрос в данные инстанции не о заключении врача (т.к.это врачебная тайна и является закрытой информацией), а о характере заболевания с которым поступил ребенок для выяснения дальнейших обстоятельств.

В случае получения травмы ребенком в результате конфликта образовательное учреждение в обязательном порядке должно провести дополнительные мероприятия по улучшению работы по профилактике детского травматизма, соблюдению правил поведения в школе и ответственности за нарушение внутришкольного распорядка, внепланового инструктажа по охране жизни и здоровья детей. Администрации образовательного учреждения также необходимо провести дополнительные меры по улучшению качества воспитательной работы, уделив более пристальное внимание вопросам межличностных отношений в образовательном учреждении, повысить ответственность педагогического коллектива в этом направлении для нормализации отношений между детьми.

да
0 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
0 / 0
нет

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение