Разрешение на строительство.
Краткое содержание:
1. Вступление.
2. Порядок и условия получения (выдачи) разрешения на строительство.
3. Строительство без разрешения.
4. Внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе продление разрешения на строительство).
5. Вывод.
1. Вступление.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
2. Порядок и условия получения (выдачи)
разрешения на строительство.
Заявление на выдачу разрешения на строительство может быть подано застройщиком как в отношении всего цикла работ, так и в отношении отдельных видов строительства или реконструкции (ч. 12 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В предусмотренных законом случаях орган, уполномоченный на выдачу разрешения, определяется в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства (ч. 5 - 6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Помимо непосредственного обращения в орган, выдающий разрешения на строительство, закон допускает возможность оформления разрешения через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), а для застройщиков, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик», также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», за исключением случаев, если в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.
Для получения разрешения застройщик прилагает к заявлению следующие документы:
-правоустанавливающие документы на земельный участок и т.д.;
-соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, при наличии такового;
-градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство и т.д.;
-результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в проектной документации и т.д;
-положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства и т.д.;
-подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации;
-иные.
Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
-строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
-строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
-строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
-строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
-изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
-капитального ремонта объектов капитального строительства;
-строительства, реконструкции буровых скважин;
-строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
-строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
-размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
3. Строительство без разрешения.
За строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляемые без полученного в обязательном порядке разрешения, ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде:
-административного штрафа в размере от двух тысяч до одного миллиона рублей;
-или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается самовольной постройкой иподлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом.
Использование самовольной постройки законом не допускается.
Однако право собственности на такую постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
4. Внесение изменений в разрешение на строительство
(в том числе продление разрешения на строительство).
Решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимается органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство).
Заявителем в этом случае может выступать:
-приобретатель прав или земельного участка, в отношении которого выдано разрешение на строительство;
-приобретатель прав или земельного участка, образованного из нескольких земельных участков, в отношении которых или одного из которых выдано разрешение на строительство;
-приобретатель прав, одного или всех земельных участков, образованных путем перераспределения или выдела их из тех земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство;
-новый владелец лицензии на пользование недрами.
3. Вывод.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объекта капитального строительства. Нормативные правовые акты предусматривают для получения этого документа определенную процедуру и правила, которые необходимо застройщику соблюдать.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: