Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Москва "Умный город".

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 5)
83 просмотров
29 дочитываний
10 комментариев

Московские власти с видимым удовольствием рапортуют об имеющихся у них "технических возможностях" для контроля за режимом самоизоляции. Эти возможности - лишь малая часть масштабной системы "Умного города", которая строится в столице уже около десяти лет. Но при необходимости "Умный город" легко становится "Старшим братом".

16 марта, в день, когда мэр Москвы Сергей Собянин ввел первые ограничения в столице из-за коронавируса, сотрудник одного из федеральных телеканалов по имени Павел получил SMS от пользователя с ником DIT_MOS.

"Вы недавно прилетели из Испании - страны с неблагоприятной ситуацией по коронавирусу", - сходу удивил Павла DIT_MOS. И далее, ссылаясь на указ мэра Москвы, безапелляционно потребовал самоизолироваться на две недели вместе с близкими.

Адресные сообщения под этим ником рассылал департамент информационных технологий (ДИТ) столичной мэрии. Одновременно аналогичное сообщение пришло на личную электронную почту Павла, но уже от департамента здравоохранения Москвы.

Павел разместил скрин SMS у себя в "Фейсбуке": его удивило, что чиновники прислали предупреждение спустя две недели после его прилета из Барселоны, когда он мог уже заразить добрый десяток человек. На следующий день в "личку" к Павлу пришел администратор официальной группы ДИТ и принес извинения за "несвоевременную отправку сообщения".

Между тем, в комментариях к посту Павла развернулась дискуссия, откуда мэрия получила его контакты. "Слил "Аэрофлот"?" - предположил один из его друзей.

На самом деле, мэрия Москвы не нуждается в том, чтобы контактные данные жителей города им присылал кто-то еще. Построенная столичными властями система сама умеет находить номера телефонов, адреса электронной почты, отслеживать комментарии в соцсетях и еще многое другое.

Создателям системы ожидаемо не нравится, когда ее называют "Старшим братом" - они предпочитают термин "Умный город".

"Мы всегда думали об удобстве и безопасности, а не о контроле. Все те решения, которые были внедрены, это не "Старший брат", это друг и помощник", - заявил один из создателей этой системы, экс-глава ГКУ "Информационный город" Алексей Чукарин.

Москва в этом смысле не уникальна - подобные системы внедряются во многих странах мира. И везде речь на самом деле идет о "безопасном городе", а прилагательное "умный" используется для того, чтобы "граждане не напрягались", уверен глава АНО "Информационная культура" Иван Бегтин.

"Такие технологии несут пользу для людей, но и одновременно содержат в себе элементы контроля и мониторинга, которые могут неожиданно проявить себя в экстремальных ситуациях. У нас такой ситуацией оказалась эпидемия коронавируса", - говорит Бегтин.

Уже в 2018 году Москва заняла первое место среди 40 городов мира с наиболее высоким уровнем развитием электронного правительства в рейтинге, который готовит ООН. Лидирует столица и в рейтинге "Цифровая Россия", выпускаемом в Сколково. Москва перевела в электронный вид почти 260 госуслуг и сервисов, ввела полностью дистанционную запись к врачу, запустила интеллектуальную транспортную систему управления трафиком, создала единый диспетчерский центр, в которой можно пожаловаться по любой проблеме - от протечки в квартире до запаркованной на газоне машины.

Город стал удобнее для его жителей, и это главный аргумент создателей "Умного города" в бесконечном споре с теми, кто полагает, что на самом деле в столице был построен аналог "Старшего брата" из антиутопии "1984".

Сейчас у московской мэрии есть около 170 разнообразных информационных систем. В общей картине люди - лишь часть огромного конгломерата данных, наряду с дорогами, автомобилями, зданиями, канализацией, торговыми палатками, детскими площадками и всем прочим, из чего состоит город. Мэрия наблюдает за всем сразу.

Главные помощники столичной мэрии - операторы сотовой связи. Сотовые операторы знают о нас гораздо больше, чем город, они видят все наши передвижения. Мы готовы выйти без кошелька и паспорта, но не готовы оставить дома телефон. Почему? Потому что с ним удобно.

Пока человек шагает по Москве, искусственный интеллект получает данные с его мобильного телефона, информацию о его местоположении и объединяет с информацией о потребленном им контенте и полученных услугах - от выдачи паспорта до похода к врачу.

Например, по скорости переподключения абонента от одной вышки к другой понятно, идет он по улице пешком или едет на автомобиле, а по тому, к какой станции телефон чаще всего подключен в ночное время - где именно человек ночует, а значит, живет.

Сотовые компании утверждают, что впервые слышат о сотрудничестве со столичным правительством.

Данные, операторы передают мэрии не напрямую, а через посредника - например, через Аналитический центр при правительстве России, обращали внимание "Ведомости".

Имея эту информацию, мэрия, к примеру, предупреждает жителей конкретного района о закрытии ближайших к ним станций метро. Такие сообщения от департамента транспорта столицы приходят не только тем, кто зарегистрирован в конкретном районе, но и тем, кто живет в нем без регистрации.

Геоаналитика используется и для расчета продовольственной обеспеченности районов: данные о реальных местах жительства людей накладываются на карту расположения торговых объектов, следует из отчета ДИТа за 2015 год. Кроме того, сотовые данные помогают понять, сколько людей на лето уезжают жить на свои подмосковные дачи или оценить туристический поток из других регионов России и зарубежных стран (в случае использования роуминга), следует из госконтрактов.

В мэрию отчеты поступают в обезличенном и агрегированном виде - не по каждому отдельному человеку, а сразу по большим группами людей, говорит топ-менеджер data-компании, работавшей со столичным правительством. Идентифицировать кого бы то ни было в этих обобщенных группах невозможно, уверяют в Tele2.

Правда, в условиях эпидемии мэрия следит и за отдельными людьми - например, отправляя сообщения о необходимости самоизоляции пассажирам конкретного рейса. Эта форма контроля производится по другому регламенту и не в рамках контракта на покупку обезличенных агрегированных данных, говорит бывший сотрудник мэрии. Кроме того, в этом случае мэрия уже действует в связке с полицией, у которой больше полномочий такого рода, добавляет действующий сотрудник городского правительства.

"Это ЧСная ситуация [чрезвычайная], в рамках нее правительство обязывает операторов делать определенные действия. Например, по запросам МЧС они могут отправить жителям конкретного района предупреждение о шторме. По такому же принципу можно действовать, если есть необходимость мониторить определенных людей", - говорит он.

С 2018 года действует правило: когда житель Москвы вызывает "скорую" с мобильного телефона, в систему обработки вызовов городской станции скорой помощи поступает информация с точными координатами его местоположения - правда, пока человек все равно должен назвать свой адрес оператору скорой.

В годовом отчете ДИТа эта инициатива обоснована предельно гуманистически: так система может строить оптимальный маршрут для автомобиля скорой помощи.

В планах мэрии, согласно стратегии "Умный город - 2030", - создание "общегородской платформы данных", которая помогала бы чиновникам принимать "быстрые и обоснованные решения". Big data должна уметь предсказывать очереди, заторы, пробки, аварии и несчастные случае, а также "поведение отдельных лиц", указано в документе.

Источник

https://www.bbc.com/russian/features-52219260

Нравится "Умный город"?

Проголосовали: 5

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Автор: Ира

Обсуждают (5):

Автор: (5), Юристы: Степанов В.И. (1), Шляпин А. М. (1) Пользователи: Максим (2), Эдуард Р (1)

Комментарии (10)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Читайте также

0 X