Матвеев Максим Михайлович
Матвеев М. М.Подписчиков: 667
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг74.6к

Я как часть мира. Вспоминаем Канта

122 просмотрa
29 дочитываний
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Во второй половине XVIII века европейская мысль сделала огромный шаг вперёд благодаря человеку, который впервые в истории Европы проник в дебри человеческого мышления и дал начало немецкой классической философии. Теперь Иммануила Канта знает весь мир, а его произведения считаются вершиной если не всей философской мысли континента, то уж точно всего XVIII века. Его работы трудны даже для подготовленных людей. Однако та мысль, к которой ведут все работы Канта, доступна каждому.

Иммануил Кант впервые в истории не только смог взглянуть на самого себя как на часть человечества, но и научно обосновал такой подход. Именно его мышление впервые пришло к выводу, что оно является не центром чего-либо, а частью.

К такому же выводу ведёт и Вторая благородная истина буддизма, причём более коротким путём. Видение себя в качестве центра мы назовём первой ступенью на пути к выводам Канта. Как только человек ставит себя во главу угла, он ожидает, что если не весь мир, то всё вплоть до горизонта начнёт вращаться вокруг него. Он не понимает, что частица, возомнившая себя главной частью, таковой не становится. Поэтому источник его страданий, которые рано или поздно придут, — не его положение, не окружающие условия, а его представление о себе самом. Сказанное относится ко всем людям, независимо от их образования. Мы цепляемся за самих себя, за свои достижения и опыт. Не страшно, если есть гордость. Страшно, когда она перерастает в гордыню. Весьма интересные выводы на этот счёт есть у Льва Толстого в «Пути жизни»: «Считать себя самого лучше всех — дурно и глупо. Это мы все знаем. Считать свою семью лучше всех других — это еще хуже и глупее, но мы часто не только не знаем этого, но видим в этом особенное достоинство. Считать свой народ лучше всех других — уже глупее всего, что только может быть. Но этого не только не считают дурным, но считают великой добродетелью».

Отсюда следует, что чем большую долю занимает возвышаемая часть человечества, тем опаснее тот, кто её возвышает над остальными частями. Почему? Потому что он и принадлежит этой части. Считать небольшую группу людей (фирму) лучше остальных не так страшно, ведь источников этого возвышения немного. Другое дело — страна, не говоря уже о расе. Если уж гордиться, то сразу всем человечеством. А поскольку предположение Джордано Бруно о множественности миров не опровергнуто, то не исключено, что сейчас в другом конце вселенной кто-то читает подобную книгу.

Когда человек оказался по ту сторону всезнайства, наступает преображение души. Оно имеет не меньшее значение, чем для истории — изобретение колеса. Преображение и переход на следующую ступень начинается обычно с разочарования собой и своими устремлениями. У меня это разочарование прошло довольно быстро (в течение месяца). Теперь не хочется всё знать. Уже нет потребности отвечать на все вопросы. Уже не хочется быть «ходячей энциклопедией», а просто хочется жить и стать «маленьким» человеком. А поскольку память остаётся, человек выходит на новый виток развития. Он видит мир по-другому. Привычный способ видения мира не даёт нужных результатов, мышление начинает искать новый. Поскольку попытка «объять необъятное» провалилась (а она проваливается в любом случае рано или поздно), мышление отказывается от всеобщего контроля и своего места в мире. Меняется предмет, меняется и направление мысли. Теперь, на второй ступени понимания своего места в мире, человек бросается в иную крайность. Он видит себя частицей, которая почти ни на что не влияет.

Видение себя как части мира, а не как пустышки или как центра мироздания, является источником, о самом существовании которого, не говоря уже о его мощи, всерьёз начали задумываться относительно недавно. Если брать европейских мыслителей, то первопроходцами в этой области можно назвать представителей немецкой классической философии. Этот скачок в развитии философской мысли в конце XVIII — начале XIX вв. произошёл благодаря глубокому знакомству европейских мыслителей с восточными религиями и учениями, в первую очередь, с буддизмом и конфуцианством. Европейцы, сами того не ведая, едва ли не спасли буддизм от окончательного вырождения и дали учению Будды вторую жизнь. Для европейца гораздо важнее суть и прикладное применение, чем ритуалы и бесконечные созерцания.

Видение себя частью системы — это:

  • во-первых, видение себя как самобытности, и,
  • во-вторых, видение других людей как равных себе.

К этим выводам и ведёт вся философия Канта. А что нам мешает пойти дальше и признать других не только успешными личностями, но и гениями?

Латинское слово genius означает «дух». У каждого из нас гений свой. Спит ли он? Нет! Он не спит, он просто почти не слышен. Меняем точку зрения: человек не становится гением, он им рождается. Человечество — совокупность гениев, почти не слышащих себя. Гениальность проявляется не возвышением над другими, а выражением своей самобытности через шедевры.

Мы снова приходим к тому, что духовный мир первичен: чем духовнее человек, тем ярче проявления его духовности и тем быстрее они толкают вперёд культуру и науку. О гении говорят, что он совершил прорыв, переворот, открытие, а на самом деле он всего-навсего раскрыл себя, показал свой дух.

  • Стивен Джобс хотел, чтобы телефон стал доступной роскошью - и в 2007-м году появился iPhone.
  • Ричард Брэнсон первым решил сделать прозрачный пол в проходах самолётов - теперь о его империи знает весь мир.
  • Олег Тиньков решил создать банк нового поколения - теперь «Тинькофф Банк» - крупнейший банк с удалённым обслуживанием (без отделений).

Мышление пришло к выводу, что часть системы не должна выступать против всей системы. И происходит победа над своими непомерными амбициями, мечтами и стремлением контролировать окружающий мир. Теперь принципы равенства звучат не красивой погремушкой, а мысленным посылом, насущной необходимостью. Словосочетание «права человека» больше не выглядит как наивные идеалы, а признаётся частью нашей (в т. ч. и собственной) жизни.

Человечность в своём развитии не продвинулась дальше Декларации Независимости США от 4 июля 1776 года. Чтобы понять эту вершину, требуется до неё дорасти, испытав в ней потребность. Это относится и к горным вершинам.

Всем спасибо за внимание!

8 комментариев
Понравилась публикация?
9 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Матвеев Максим Михайлович
Комментарии: 8
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые