"На квартире покойного"
Почему иногда человека не радует красота мира? Потому что его душу сжигает огонь корысти. Это случилось с Максимилианом Андреевичем Поплавским, дядей Берлиоза: "Его не радовал потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Его не веселили солнечные пятна, играющие весною на кирпичных дорожках Владимирской горки. Ничего этого он не хотел, он хотел одного - переехать в Москву".
И вот тут надо вспомнить, что ни авторы тридцати двух заявлений, ни Никанор Иванович, ни Поплавский, ни литераторы - никто не огорчился, узнав о гибели Берлиоза. Человек никого не интересует, главное - это его служебное место ("Смерть Ивана Ильича" Л.Толстого), квадратные метры его жилплощади, которые неожиданно освободились.
Максимилиан Андреевич настолько отвык от проявления нормальных человеческих чувств, что, увидев, "плачущего" Коровьева, на секунду даже забылся: "Вот, говорят, не бывает в наш век сердечных людей! - подумал он, чувствуя, что у него самого начинают чесаться глаза". К этому примешалось еще гаденькое чувство: "Однако в то же время неприятное облачко набежало на его душу, и тут же мелькнула змейкой мысль о том, что не прописался ли этот сердечный человек уже в квартире покойного...".
Да, когда из души уходит красота, то в нее вползает змея корысти, зависти и подозрения: "Длинная искра пронеслась у него перед глазами, затем сменилась траурной змеей, погасившей... майский день".