Как грамотно составить жалобу в Роспотребнадзор: 7 важных советов
Краткое содержание :
Добрый день, дорогие читатели!
Каждый слышал о том, что на неправомерные действия магазина можно подать жалобу в Роспотребнадзор. Но возникает множество вопросов: как грамотно составить жалобу? Как и куда именно подавать ее? Как сделать так, чтобы она была не пустым звуком, а была рассмотрена?
Мнение о подаче такой жалобы у граждан самое разное. Чаще всего я слышу о том, что это проигрышный номер, обреченный на неудачу, так как никому ничего не надо. Но посмотрите на это с другой стороны. Роспотребнадзор, безусловно, организовывает собственные проверки продавцов по своей инициативе. Однако 50% всех проверок – это инициатива возмущенных граждан. Вопрос В другом: почему чьи-то жалобы находят отклик в сердце Роспотребнадзора, а какие-то получают отказ или лежат годами? Обо всём по порядку.
Как составить жалобу
Начнем с того, что вообще необходимо писать в жалобе. В ст. 7 № 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" дан перечень обязательных пунктов, которые должны быть указаны в вашей жалобе.
Переформулируем их для формата жалобы в Роспотребнадзор:
1. Полное наименование структурного подразделения Роспотребнадзора, к которому вы обращаетесь.
2. Ваше ФИО и адрес регистрации по паспорту. Это личные данные, при отсутствии которых ваша жалоба будет расцениваться как анонимная и рассматриваться не будет.
3. Слово "Жалоба" посередине.
4. Подробное изложение сущности проблемы начиная с момента покупки товара. Указывайте все факты, подтверждения и ссылки на законодательство.
5. Ваши требования к Роспотребнадзору. Это важный и обязательный пункт. Здесь вы должны указать правовые нормы (указаны в образце) и вписать стандартную фразу: "Прошу провести провести проверку указанного факта реализации товаров ненадлежащего качества и привлечь организацию к административной ответственности за допущенные нарушения".
6. Приложения. Коротко указываете, какие подтверждения вы приложили к жалобе. Замечу, что этот пункт необязательный, но важный на практике. Так вы избежите риска потери каких-то документов на столе у должностного лица или юристов.
7. Дата и подпись.
Важно! Жалоба составляется обязательно в 2 экземплярах, один из которых вы оставите себе.
Общий образец жалобы в Роспотребнадзор (проанализируйте и запомните его):
Срок рассмотрения жалобы
В соответствии со ст. 12 ФЗ N 59 срок, в течение которого Роспотребнадзор обязан рассмотреть вашу жалобу и дать ответ, составляет 30 дней.
О том, что делать, если в течение этого срока ответ так и не получен, является отдельной темой. Если нужно об этом рассказать, пишите в комментариях.
Как сделать так, чтобы жалобу рассмотрели: 7 советов
1. Претензионный порядок обязателен
Очень часто в порыве праведного гнева покупатель, возмущаясь качеством товара, принимает волевое решение пойти напролом в Роспотребнадзор. В другой ситуации это и было бы полезно, но не в этой.
В соответствии с подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 294-ФЗ от 26.12.2008 обращение с претензией к руководству магазина является обязательным. Это значит, что если такую претензию вы решите не направлять, это будет основанием для отказа Роспотребнадзора в рассмотрении вашей жалобы.
Напомню, что претензия – это такой же официальный документ, как и жалоба. Вы не просто пишите отзыв в жалобную книгу и пытаетесь поссориться с главным менеджером, а направляете полноценную претензию с датой и подписью. Проследите, чтобы руководитель магазина поставил свою подпись об ознакомлении с вашей претензией.
После этих манипуляций вы имеете право с чистой совестью подавать в Роспотребнадзор. Не забудьте приложить претензию как доказательство соблюдения претензионного порядка.
2. Направлять жалобу по месту нахождения нарушителя для проведения проверки
Роспотребнадзор – это не одна огромная машина, а система, состоящая из многочисленных подразделений и ответвлений. Вас не лишают права подать жалобу в любую структуру, но тогда будьте готовы к тому, что ваша жалоба будет лежать месяцами и годами без рассмотрения. В другой формулировке об этом предупреждает и Роспотребнадзор на своем официальном сайте.
Чтобы все сроки, установленные для рассмотрения обращения, были соблюдены вовремя и вы смело могли их контролировать, вам нужно потрудиться самому найти нужное подразделение. Для этого есть два варианта:
- найти на официальном сайте Роспотребнадзора;
- позвонить с 10:00 до 17:00 по бесплатному номеру: 8-800-100-0004.
Учтите, что направление жалобы в центральное отделение Роспотребнадзора увеличит срок на 7 дней: нужно будет ждать, пока оно доберется до вашей жалобы, определит отделение и перенаправит ее туда. В реальной практике этот срок, чаще всего, длится гораздо дольше.
3. Придерживайтесь формального языка без лишней эмоциональности
Представьте себя на секунду в роли беспристрастного и сухого наблюдателя, который описывает только факты, имевшие место в действительности. Важны конкретные действия лично вас и руководства, а также их результат (отказ, затягивание сроков и т.д.). Везде проставляйте даты, когда и что было сказано или сделано. Если указываете временной период – уточняйте, сколько дней именно. Так как ваша жалоба проверяется специалистами юридического отдела на наличие неточностей, некорректности и размытости в повествовании, в большинстве случаев жалобы оставляют без внимания именно по этой причине.
4. Чем больше доказательств вы сможете собрать, тем лучше
У вас должен быть солидный пакет разных бумаг и подтверждений, который будет приложением к вашей жалобе. Все факты, которые вы приводите в тексте жалобы, несомненно, важны. Но экспертный отдел в большинстве случаев решает вопрос о том, стоит ли рассматривать вашу жалобу, исходя из количества всевозможных подтверждений. Чтобы Роспотребнадзору не ударить лицом в грязь при проверке магазина.
Все чеки, квитанции, письменные ответы, фото товара – что угодно, что сможете отыскать. Всё отправляете в копиях, а оригиналы оставляете себе. Роспотребнадзор, как и любая другая государственная структура, обожает различные подписи и печати на документах. Вы можете проявить инициативу и, несмотря на то, что об этом нигде не написано, на копиях собирать подписи свидетелей, технических специалистов, юристов - кого угодно. Это звучит нелепо, но, поверьте, как ни странно, работает.
5. Узнайте и укажите ФИО и должности всех сотрудников магазина, с которыми вы о чем-то договаривались
Нужно написать не просто "подошел к продавцу", потому что это звучит голословно. Очень важно указать на то, что это реальный сотрудник. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никто не подумает, что вы пытаетесь без оснований кого-то обвинить. Кроме того, это будет доказательством вашей правоты и вы будете выглядеть солиднее. Во-вторых, при проведении дальнейшей проверки магазина, нарушившего ваши права, сведения об отдельных сотрудниках будет ценной и важной информацией.
6. Используйте слова "что подтверждается" почти после каждого указанного в жалобе факта
Обратились к продавцу? Купили товар? Получили отказ? Необходимы, как было сказано выше, доказательства, которые желательно все приложить к жалобе. Но также и в самом тексте указывайте что и чем подтверждается, чтобы лицу, рассматривающему жалобу, было легче понять логическую связь между приводимыми вами фактами и прилагаемыми доказательствами.
7. Как можно чаще ссылайтесь на нормативные правовые акты
Не смущайтесь, если ваша жалоба будет забита ссылками на всевозможные статьи законодательных актов и различных положений и инструкций. Используйте "на основании...", "согласно...", "в соответствии..." по возможности чаще, особенно если утверждаете, что имели на что-либо право (а у вас, как у потребителя, много). Этим вы не пытаетесь "расширить кругозор" Роспотребнадзора и не демонстрируете подозрение в его некомпетентности, а лишь показываете, что вы адекватный грамотный гражданин, который знает, что делает, и с которым можно иметь дело.
Вывод
Не думайте, что подача жалобы заранее обречена на неудачу. Соблюдение законодательства и юридическая практика в России далеки от идеала, но необходимо пользоваться тем, что хотя бы есть в распоряжении граждан. Возмущаться несправедливой реальностью, конечно, можно, но нужно понимать, что никаких результатов это не даст. К сожалению, мы не президенты и изменить что-либо на глобальном уровне не можем (хотя закон такую возможность не исключает, но нужно смотреть правде в глаза).
Поэтому нужно учиться защищать те права, которыми вас наделил закон, взять под контроль если не всю государственную систему, то хотя бы свою жизнь.
Если есть возможность и шанс – пользуйтесь ими, а жалоба - это один из таких вариантов.
Очень надеюсь, что вам было интересно и полезно прочитать статью. Как всегда, обязательно пишите в комментариях свое мнение, случаи из реальной жизни, ваши пожелания. Жду с нетерпением и желаю всем хорошего настроения!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: