Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
ПодписатьсяНе сейчас

Опыт реформ в Германии

7 просмотров
2 дочитываний
0 комментариев

Опыт реформ в Германии может быть рассмотрен как полезный для нашей страны России, потому что сходные политические системы создают сходную почву для проведения реформирования с целью улучшения состояния экономики и общества 5. У России не было Гитлера и опыта создания подобных вооружений, даже наоборот, России пришлось выдержать жестокое нападение гитлеровских войск и победить в нем. По этой причине две разные страны Германия и Россия могут подвергаться сравнению. Обосновано оно только фактом участия в войнах. Во второй мировой войне Германия пострадала больше по простой причине большей вовлеченности.

После войны объем промышленного производства составил около 33% от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более, чем в 2 раза. Германия лишилась 25% своей территории, около 12 миллионов населения было выселено, каждый второй немец был безработный, 20% жилья было разрушено полностью, 25% было повреждено 6.

В это тяжелое время министр экономики ученый Людвиг Эрхард стал автором эффективных экономических реформ. От начала реформ и примерно за 12 лет Германия при помощи экономических реформ вышла в лидеры мировой экономики.

Экономика фашистской Германии существовала за счет военного спроса. Во время нацистской диктатуры происходило подавление активности населения, естественной конкуренции, предпринимательства. Финансирование военных расходов на военное обеспечение привело к инфляции около 600% к довоенному уровню. В стране развился «черный» рынок, на котором население практиковало бартер и расчет валютой других стран, поскольку немецкая валюта обесценилась.

Союзники Германии не торопились с реформами, не понимая, что им ожидать от разгромленной страны. Для оказания помощи Европе США предложили «план маршала». Время действия программы рассчитано на годы с 1948 по 1951. Объем материальной помощи по программе составил около 1,6 млрд. Долларов. Для стран Европы объем помощи составил около 17 млрд. Долларов. Отдача с каждого доллара около 10 или 20 долларов. Помощь также поступала в виде товарных поставок, средства от которых направлялись на развитие экономики. Страна Россия с 1992 года для проведения реформ привлекала заемные средства более 60 млрд. Долларов, эффективность использования которых была крайне низкой в этом сравнении.

Людвиг Эрхард родился 4 февраля 1897 года. Своей профессией он выбрал науку экономику и стал учеником талантливого экономиста Франца Оппенгеймера. Значительным фактом биографии экономиста, политика, будущего канцлера является то, что Эрхард не вступал в нацистскую партию рабочих по причине негодности для физического труда. С 1943 года ученый возглавил исследовательский центр и занимался разработкой будущей экономической реформы для страны Германии. В 1945 году был министром экономики Баварии, в марте 1948 года был директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии.

В послевоенной Германии шла дискуссия между сторонниками рынка и сторонниками государственного регулирования под влиянием популярных идей Кейнса. Эрхард в это время выступал с лекциями и пропагандировал идеи рыночного развития экономики страны. В 1948 году лидер христианско-демократической партии пригласил Эрхарда для проведения лекции, по результатам которой был составлен агитационный листок к выборам в Парламент. В мае 1949 года на выборах победила эта партия. Канцлером стал лидер партии Конрад Аденауэр, а Эрхард назначен министром экономики. Они успешно работали вместе до 1963 года, пока Аденауэр ушел на заслуженный отдых. Личность Эрхарда интересна в истории тем, что он на практике применял способность донести смысл экономической политики до аудитории, до простого народа, он писал в газетах и выступал с лекциями об этих смыслах для граждан.

В основу идеологии реформ Эрхарда положен экономический опыт, в основе которого неолиберализм и философия социальной ответственности. Неолиберализм - это развитие экономической свободы, снятие механизма монополии, раскрытие предпринимательских начал труда. Решение социальных задач проводилось при социальной поддержке, осуществляемой государством с помощью создания условий для занятости населения. В реформу экономики по Эрхарду включены свободные цены, частная собственность, низкие налоги, антимонопольное регулирование. Новый порядок должен был сочетать рыночную экономику, государственное регулирование, благоприятный инвестиционно-предпринимательский климат, жилищные программы, денежную реформу.

После войны условия для развития экономики были хорошие. В стране были институты рынка, банки, биржи, действующая правовая система, частная собственность, средства производства и земля, внутренний и внешний высокий спрос. По мере насыщения рынка наступила стабилизация. Квалифицированная рабочая сила представляла собой имевших освобождение от партии и войны людей и сохранившаяся благодаря этому. В сентябре 1949 года на базе трех оккупационных зон создана Федеративная Республика Германия. В Германию направился поток готовых работать на любых условиях беженцев из восточных территорий.

В стране сохранялась распределительная система, регулирование цен, инфляция, процветание «черного» рынка и излишки запасов производства. Основная масса сырьевых товаров - уголь и лес. В июне 1948 года начал действовать «план маршала» по восстановлению экономики страны. Подготовку реформ проводили молодые американские ученые, в их основе установлен монетарный фактор ввод твердой валюты в стране.

Денежная реформа была болезненной для населения Германии. В ночь на 21 июня 1948 года администрация объявила о вводе новой валюты дойчмарки. Каждый гражданин получил на руки по 40 новых денежных единиц, позже к ним добавили 20 единиц. Пересчитывались денежные единицы по курсу 1:1 пенсии, выплаты заработной платы, коммунальные платежи, Обязательства предприятий пересчитывались по курсу: одна половина 1:10, другая замораживалась и после пересчитывалась 1:20. Все предприятия получили средства на выплаты первых заработных плат, после они должны были справляться сами. Эти меры сократили объем общей денежной массы населения. Рыночный закон свободных цен уравнивался новым законом против произвольного завышения цен. Цены незначительно выросли, публиковались каталоги «уместных цен».

На начальной стадии реформ введен высокий налог НДС и сбережения населения были уничтожены. В 1948 году звучали призывы к всеобщей забастовке населения, 1950 год отмечен ростом цен. Экономика постепенно начала расти, росли показатели заработной платы и повышалась производительность труда. Правительство управляло рынком, используя механизм процентной ставки и банковских резервов.

В 1950-1953 годах происходил Корейский конфликт, во время которого США размещали заказ на военную технику. С 1953 года наблюдался рост промышленности, производств, жилищного строительства. С середины 50 х годов страна вступила в непрерывный экономический рост, который длился до конца 60 х годов. Этот период получил название «немецкого экономического чуда». В 1950 году был достигнут уровень довоенного производства, в 1956 году уровень был удвоен и в 1962 году был утроен. Темпы экономического роста были около 8%, инфляция снизилась, индекс цен промышленных товаров в 1951 году был 111% от уровня 1950 года. В 1952 году 121%, в 1953 году - 118%, в 1957 году – 124%.

В середине 50 х годов Германия занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства 9. Развитие получили металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая и перерабатывающая промышленность, проводилась конверсия военных заводов, переобучалась рабочая сила, развивалось сельское хозяйство, была осуществлена земельная реформа, произошел подъем автомобильной промышленности.

В 1956 году Германия расплатилась по долгам и стала кредитором. Был создан государственный банк Бундесбанк, который принимал активное участие в развитии промышленности страны.

Важным элементом роста экономики Германии было развитие жилищно-строительной отрасли, которая объявлена национальным приоритетом. Для реализации программы администрацией было создано министерство жилищного строительства, куда привлекалось частное и государственное финансирование. Приоритет отдавался социальному жилью. Строительство делилось на три группы. Первая группа строительства - это жилье для людей с минимальными доходами, вторая группа - большей площади, третья группа - это коммерческое жилье. Частные инвесторы получали доход от строительства. По объему строительства ФРГ вышла на первое место в мире, общий объем построенного жилья был около 250 млн. кв. м. доля государственных инвестиций составила от 30 до 50%.

В период реформ планировалось ограничить власть монополий, в итоге был принят закон, который предписывал, что доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий-50%, четырех-пяти монополий –не более 65%. Позиции крупных предприятий и банковской сферы упрочились, средний и мелкий бизнес стали важной силой. В современной Германии он обеспечивает основную часть занятости, удельная доля предприятий с рабочими менее 500 человек равна 99%. На их долю приходится 70% рабочих мест, 45% налогов с оборота, 30% экспорта, 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.

За период 60 х годов расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5,2 раза, чему способствовали инвестиции иностранного капитала США и Англии. В результате научно-технического прогресса и развития науки производительность труда возросла на 60%.

В 1963 году Эрхард стал канцлером, покинув пост уже в 1966 году. Эрхард не держался за власть и был плохим политиком. После его ухода пришли социал-демократы, активно использовавшие модели Кейнса. Уклон к приоритету социального обеспечения населения обеспечил очень высокие пенсии, налоги повысились, безработица повысилась. В настоящии момент в Германии назревает перелом действующей длительное время системы в сторону ускорения темпов экономического роста. Дальнейший уклон сделан будет в сторону реформирования системы соцобеспечения и снижения налогового и бюрократического бремени.

Эрхард, на посту канцлера в том числе, создал идеальную синтетическую модель рынка, где учитывалась социальная справедливость. Он был за свободный рынок, но разумное государственное вмешательство поддерживал. Подобно социал-демократам он поддерживал общечеловеческие ценности, видел их реализацию на основе частной собственности, доступности, раскрытии рынка. Рациональная политика, проводимая Эрхардом для реформирования государственной экономики, приводила к выгоде большинства. Все партии поддерживали его идеи. Причина успеха Германии – это наличие капиталистической инфраструктуры, характерной для времен нацизма, предпринимательская независимость населения.

Таким образом, опыт реформ в Германии показал способность страны к мобилизации и активности населения в реализации государственных программ по обеспечению экономического роста страны.

можете не здороваться)
да
0 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
0 / 0
нет

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
спросить
Спроси юриста! Ответ за5минут
Помощь юристов и адвокатов
Задайте бесплатный
вопрос юристам
Администратор печатает сообщение