














Краткое содержание :
Вынесли постановление о взыскании штрафа за перегруз автобуса? Не хочется оплачивать 100 000—
400 000 за данное правонарушение? Как обжаловать постановление ГИБДД по ст. 12.21 КоАП РФ?
Сейчас расскажу.
Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ, "перегруз" — это движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Проще говоря, если Вы перевозите значительный груз (песок, гравий, щебень и т.д.) с превышением предельно допустимых нагрузок на ось, ожидайте штрафа от ЦАФАП ГИБДД. Штрафы законодателем установлен просто драконовские — на юрлиц и ИП от 100 000 до 500 000 рублей.
На определенном участке дорожного полотна в асфальт встроены специальные весы, которые и измеряют нагрузку на ось. На данном участке установлена камера фотофиксации, с помощью которой и определяется государственный регистрационный знак транспортного средства. Попытка скрыть номер листком бумаги или грязью вряд ли поможет, так как спустя некоторое время вы обязательно наткнетесь на камеру-дублер.
Соответственно при рассмотрения дела в суде факт попытки скрытия номера будет играть явно не в вашу пользу. Тем более, если водитель украсил ТС табличкой "Саня", "Игорян" или "Арсен", т.е. опознавательными знаками.
Есть небольшой лайфхак: весы не сработают, если проезжать по ним на скорости 10 км/ч.
Но это не точно.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 29 федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 2% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона, движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 2% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.
Тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства, согласно приложению № 1, или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2 (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).
При фиксации правонарушения работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющем функции фото-и киносъемки, видеозаписи, ответственность возлагается на собственника транспортного средства.
Порядок выдачи специального разрешения установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
Обжаловать по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ) и с просьбой вынести предупреждение по 4.1.1. КоАП РФ бессмысленно. Все суды будут ссылаться по Определение КС РФ 31 мая 2016 года № 14-П, согласно которому автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены в том числе для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы, что предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог.
С грузовиками все понятно, их штрафуют, а 99,9% жалоб остается без удовлетворения. Единственный возможный вариант – это снизить размер штрафа в 2 раза. 7 подобных дел за последние полгода я проходил, и если кому интересны подробности – пишите в личные сообщения.
Но как быть с пассажирскими автобусами? Попадают ли они под санкцию ст. 12.21.1 КоАП РФ? Законно ли наложение штрафа в данном случае? Нет, незаконно.
Если вам, как владельцу автобуса, прилетает штраф по ст. 12.21.1 КоАП РФ, нужно сразу обращаться в вышестоящий с суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении. Если пропустили срок на обжалование – его можно восстановить, об этом я расскажу в следующей статье.
1. Принадлежащее мне ТС является автобусом, осуществляющим междугородние перевозки. Изложенное подтверждается СТС, ПТС, а также договором фрахтования (при наличии), которые я прикладываю к жалобе.
2. В силу п. 17 ст. 3 федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 17 ст. 3 данного федерального закона под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Грузом является материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке, пассажиром – физическим лицом, заключившим договор перевозки пассажира, или физическим лицом, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства (ст. 2 федерального закона № 259-ФЗ).
4. Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденного приказом Минтранса России от 5 июня 2019 г. № 167, и Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, выдача указанных специальных разрешений, как тяжеловесному транспортному средству, на движение автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров не предусмотрена.
5. В пятом пункте можете дать волю фантазии. Например, я написал следующее: "Любому здравомыслящему человеку очевидно, что ИП Лукашенко (все имена и фамилии изменены) не обязан устанавливать в салоне автобуса весы, не допуская к переезду тех пассажиров, чей вес, по мнению начальника ЦАФАП, превышает предельно допустимый".
Рассматривались все эти дела в Колтасском городском суде Архангельской области.
Котласский городской суд (второе здание). Фото автора
Итог следующий:
1. Отменено с прекращением производства по делу.
2. Отменено с прекращением производства по делу.
Областной суд решения засилил.
Дело закрыто, а значит с МВД подлежат взысканию расходы на услуги представителя. Но впрочем, это уже совсем другая история...
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: