Как бороться с травлей в школе

5 677 просмотров
2 960 дочитываний
104 комментариев

Про тот самый сыр

День знаний и начало нового учебного ассоциируются у многих родителей с чем-то светлым и добрым. В основной своей массе этот день оставляет хорошие воспоминания у более старшего поколения.

В наше время бесплатное образование, гарантированное нам частью 3 статьи 5 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к сожалению, является не совсем дешевым удовольствием. То есть само обучение, конечно же, является бесплатным, но чтобы собрать ребенка в школу (особенно в начальную), современные родители не только трудятся в поте лица, но и зачастую влезают в долги и кредиты.

Это обусловлено не только высокими ценами на некоторые дополнительные учебные пособия, красивую школьную форму и канцелярские принадлежности, но и уже ставшими традиционными поборами со стороны родительских комитетов.

Прелести общения

Речь в данной статье пойдет о таком социальном явлении, как травля в школах. В современной психологии травлю принято называть английским словом бу́ллинг (bullying – англ.). Буллинг – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части (Словарь психологических терминов).

Другое определение: буллинг – это тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Словарь конфликтолога).

В современных учебных заведениях травле со стороны своих сверстников подвергается практически одна треть учеников. Такие события естественно негативно сказываются на маленьких жертвах, не успевших сформироваться как личность.

Возможные последствия таких издевательств не только отрицательно влияют на нормальное развитие ребенка, но могут оказаться очень плачевными. Очень важно понимать при этом позицию учителя и школы в целом при обнаружении таких фактов.

Гораздо хуже обстоят дела, когда инициатива травли исходит не от сверстников, а от родителей, приближенных к учителям (чаще всего представителей родительского комитета), или от самих учителей. Учителя при этом не только не защищают своих учеников от агрессоров, но и сами порой позволяют себе насмехаться над жертвой, оскорблять их и занижать оценки.

Случай из практики

В одной школе в начальных классах мама одного из детей подружилась с классной руководительницей, которая, в свою очередь, на родительском собрании выдвинула свою подругу председателем родительского комитета класса. Благодаря авторитету учителя кандидатура была утверждена единогласно.

После этого председателем и ее приближенными для всех остальных родителей была обозначена сумма ежемесячных сборов «на нужды класса». Сразу скажу, что сумма была немаленькой, и некоторые родители были не в состоянии ее вносить. Естественно родители разделились на три группы:

  • кто платит и требует с других;
  • кто не платит принципиально или из-за отсутствия возможности;
  • кто платит сцепив зубы, но никуда не лезет

Спустя полгода обучения начала вырисовываться такая картина, что дети, представителей родительского комитета начали в буквальном смысле издеваться над детьми, родители которых не вносят «членские взносы». Казалось бы, какое детям дело до того, что там происходит между родителями и кто на что живет? Но нет, юные агрессоры начали прилюдно насмехаться над детьми неплательщиков, обзывать их нищими и БОМЖами.

Учительница, она же классрук, при этом никак не реагировала и делала вид, что никакого конфликта не происходит.

Дальше издевательства начали нарастать, и детишек начали понемногу колотить агрессивные одноклассники. Ребенок председателя комитета был лидером класса и соответственно настраивал других детей против своих жертв. Учительница при этом не только не видела травли, но сама начала насмехаться над жертвами и зачастую отчитывала их за небольшие провинности.

Родители, которые не могли или не хотели платить, боялись бороться с большей частью класса, и к третьему классу детей, которые претерпевали травлю в классе, осталось всего трое. Остальные родители, ранее конфликтовавшие с родительским комитетом, перевели своих детей в другие классы. Дружба между председателем комитета и классруком крепла ни по дням, а по часам. Когда кто-то из жертв травли бедокурил, то после уроков его отчитывала не только учительница, но и ее подруга.

Что удивительно, за три учебных года состав родительского комитета не менялся. Ребенок председателя уже начал чувствовать поддержку от педагога и мог спокойно подойти к своей жертве и пнуть или толкнуть. Учитель естественно этого не видел.

Однажды юный агрессор подложил одной из своих жертв в рюкзак свой телефон, а потом учительница якобы выявила кражу. После этого начались разборки, и родители, чьи дети страдали от буллинга, обратились к директору. Директор пообещал разобраться, и на этом его обещания закончились. Дети начали вести себя еще агрессивнее по отношению к пострадавшим. Далее последовали письменные обращения в отделы и управления образования, но все эти обращения никто не рассматривал, а направляли опять к директору школы, который мер не предпринимал, т.к. его школа образцовая и никакой травли там быть не может.

Ко мне обратились родители одного ребенка, ставшего жертвой агрессивных одноклассников. Я порекомендовал им «вооружиться» умными часами и диктофоном. События не заставили себя долго ждать, и после очередного конфликта малышей учительница оставила ребенка (с диктофоном) после занятий, чтобы отчитать. На записи было слышно, что на него ругается председательница родительского комитета, а учитель только поддакивает. От председательницы прозвучала фраза: «Все равно ты в моем классе учиться не будешь!» После этого мы обратились в прокуратуру с заявлением на председательницу комитета по признакам в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.62 КоАП РФ, которая звучит следующим образом:

Статья 5.62. Дискриминация
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Второе заявление мы написали в следственный комитет на учительницу по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ.


Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Сразу скажу, что ни в одном, ни в другом ведомстве положительного решения, к сожалению, не приняли. Однако директора начали вызывать в правоохранительные органы и к вышестоящему руководству. История закончилась хорошо, и спустя три недели классная руководительница уволилась по собственному желанию, а еще через месяц, когда председательница комитета не нашла поддержки от нового классного руководителя, она перевела свое агрессивное чадо в другую школу. И самое главное – поборы тут же прекратились.

Подводя итог, хочу чтобы читатели помнили – все сборы родительского комитета являются незаконными. Можно закрыть глаза на сбор денег на дополнительные учебные пособия, которые, возможно, облегчат ребенку учебный процесс, но сдавать деньги на подарки учителям и ремонт школы, которая не ремонтируется годами – как минимум затратно, а как максимум противозаконно.

Благодаря инициативе активно сдающих денег родителей ломаются судьбы ни в чем не повинных детей.

Консультации по уголовным делам, материалам доследственной проверки. Помощь в составлении заявлений, жалоб, претензий и исков в правоохранительные органы, а также на неправомерные действия/бездействия правоохранительных органов и иных организаций.
да
171 / -3
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
171 / -3
нет

Обсуждают (42): Обсуждение

показать всех обсуждающих

Комментарии (104)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (104)

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение