Главное же в том, что законодатель не доверяет гражданам – боится, что они изберут не тех.
Грядет вторая группа поправок в Конституцию.
Главное содержание второй группы поправок – окончательное оформление персоналистского супер президентского режима. Уже действует ряд норм, позволяющих органам государственной власти участвовать решающим образом в назначении должностных лиц местного самоуправления. Теперь предлагается такое право закрепить в Конституции. Хотя такой подход фактически приводит к ликвидации самостоятельности муниципальных органов.
Уже более 10 лет действует положение, согласно которому судьи Конституционного Суда не избирают своего председателя, а он назначается Советом Федерации по представлению Президента. Теперь и это положение вносится в Конституцию. Получается удивительная вещь: судьям доверены важнейшие полномочия – толкование Конституции, отмена законодательных норм и теперь даже непризнание решений межгосударственных органов. И их решения не подлежат обжалованию. Но при этом им не решаются доверить избрание председателя Суда. О каком авторитете судей может идти речь?
Еще три момента. Первый – число судей сокращается почти вдвое, с 19 до 11. Почему? Никто не объясняет. Полномочий у Суда вроде бы прибавляется, работы вроде бы прибавляется, а состав сокращается. Скорее всего, для того чтобы Суд стал еще более управляемым.
Кроме того (второй момент), теперь полномочия судьи могут быть прекращены Советом Федерации опять-таки по представлению Президента «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий». Формулировка широкая и расплывчатая. Явно рассчитано на то, чтобы судьи еще больше оглядывались на Администрацию, ибо теперь над ними висит дамоклов меч увольнения.
Третий момент касается прав граждан на обращение в Конституционный Суд. Ранее гражданин мог подать жалобу на закон, который он считал неконституционным, уже на стадии судебного разбирательства или после принятия решения судом первой инстанции. Теперь он может подать жалобу в Конституционный Суд только после решения апелляционной и кассационной инстанций. Это приведет к существенному затягиванию процесса обжалования закона.
В Конституции 1993 года попали отдельные перекосы в сторону президентских полномочий, но в целом в ней прописана система разделения властей. Теперь ее практически не будет. Во-первых, теперь четко оформляется роль Президента как главы исполнительной власти: он осуществляет общее руководство Правительством, он напрямую осуществляет руководство деятельностью ряда важнейших органов федеральной исполнительной власти (МИД, МВД, ФСБ, Министерство обороны, Минюст, МЧС и др.), назначает их руководителей после консультаций с Советом Федерации (которые его ни к чему не обязывают), но без каких-либо согласований ни с Государственной Думой, ни с Председателем Правительства.
Во-вторых, усиливается влияние Президента на законодательную и судебную ветви власти. Теперь, от Президента напрямую зависит назначение и всех судей, и председателей высших судов, а также их увольнение. Кроме того, Президенту разрешено назначить до 30 сенаторов (так теперь официально будут называться члены Совета Федерации), то есть 15% сенаторов могут быть прямыми президентскими назначенцами.
И вся эта суперпрезидентская система получит завершающий аккорд в виде поправки об обнулении президентских сроков, которая позволит действующему Президенту занимать это кресло после завершения его четвертого срока еще два шестилетних срока. Фактически перечеркивается принцип сменяемости власти.
Так что направленность второй группы поправок очевидна. Концентрация власти в руках одного лица, что неизбежно сопровождается снижением степени защиты прав граждан.