Расскажите пожалуйста о плюсах и минусах системы упрощенного налогообложения юридических лиц. Стоит ли на нее переходить?

• г. Москва
Ответы на вопрос (1):

Уважаемый Мах!

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек (включительно - Письмо МФ РФ от 25 октября 2000 г.? 04-02-05/1) независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Что касается предельной численности работающих, то в Письме Госналогслужбы России от 03.10.1996 N 02-01-17 "О некоторых вопросах применения Федерального закона РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ" разЪясняется, что под выражением "предельная численность" следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период. Определяется она с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.

Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121 ( Теперь действует ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 29.02.2000 N 17 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N ПМ "СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ"))

Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы. Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работ на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы. Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством. Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от 7 апреля 1989 г. N 48 "Об условиях работы по совместительству"), определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников. При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии. Для целей налогообложения показатель среднесписочной численности определяется исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна рассчитываться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта), а также данных табеля учета использования рабочего времени работников. Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются формы, установленные ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госкомстата РФ от 29.12.2000 N 136 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ" (вводятся в действие с 1 января 2001 г.)

СубЪекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субЪектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Организациям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом; если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период; если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Сущность упрощенной системы

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Учитывая изложенное и согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от: 1. Федеральных налогов, к которым относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

- платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

- подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

- налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

- сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги:

- налог на имущество предприятий;

- лесной доход;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

От местных налогов, к которым, в частности, относятся:

- налог с продаж;

- налог на рекламу;

- земельный налог;

- налог на содержание жилищного фонда и обЪектов социально-культурной сферы.

Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги, установленные ст.9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль", со следующих видов доходов:

- доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим

предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субЪектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;

- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;

- доходов по иным ценным бумагам

Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, ЕСН. Кроме того, плательщики единого налога, обязаны вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субЪекта упрощенной системы. Понятие "таможенные платежи" означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами;

Документация

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

Малые предприятия , перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета - фактуры оформлять не должны.

Налогообложение по московскому законодательству. Ставки налога.

В г.Москве патент для юридических лиц предоставляется бесплатно. ОбЪектом обложения единым налогом субЪектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.

1. Для субЪектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода; в бюджет города Москвы:- 16 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 процентов до 45 процентов включительно;

- 18 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 процентов до 50 процентов включительно;

- 20 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50 процентов.

В случае, когда обЪектом налогообложения для субЪектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки; в бюджет города Москвы:- 6,67 процента для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов

Понятие валовой выручки и совокупного дохода.

Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Для субЪектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и осуществляющих посредническую деятельность, валовой выручкой является выручка, полученная от реализации посреднических услуг.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и строго установленными расходами (затратами). Перечень затрат, исключаемых при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, определен п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства". Этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит.

Учетная политика

Отражение выручки (доходов) малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, для целей налогообложения производится только по мере оплаты, то есть кассовым методом. При этом в расчет должны приниматься фактически поступившие средства, отражаемые в Книге учета доходов и расходов. (ПИСЬМО МФ РФ от 29 октября 1997 г. N 04-02-11/1 и другие разЪяснения)

Что касается включения в состав валовой выручки сумм по сделкам при совершении товарообменных (бартерных операций), то указанные суммы должны учитываться организацией в составе валовой выручки того отчетного периода, в котором осуществлена указанная сделка.

При кассовом методе под расходами подразумеваются фактически произведенные затраты по оплате стоимости материалов, товаров, сырья и пр. использованных в производственной деятельности. Соответственно если у предприятия возникает разница во времени между датой приобретения товара и датой их оплаты, то при расчете единого налога стоимость приобретенных товаров, материалов, работ, услуг, использованных в производственной деятельности, будет приниматься, только если она фактически оплачена поставщику.

Учет доходов

Доходами признаются все поступления субЪекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества.

Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся:

- суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предЪявления покупателю (заказчику) расчетных документов;

- - полученные суммы авансов и предоплат (при этом суммы авансов и предоплат, в счет которых отгрузка товаров или оказание услуг так и не были произведены, следует рассматривать как кредиторскую задолженность, которую по истечении срока исковой давности следует включить в налогооблагаемую базу);

- суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам);

- стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия.

Учет расходов

К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся:

- стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость).

- эксплуатационные расходы (К эксплуатационным расходам следует относить расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности).

Ни Федеральный закон, ни Порядок детально не раскрывают понятие "расходы на содержание и эксплуатацию". Возможно, под расходами на эксплуатацию понимаются затраты, возникающие в процессе непосредственной эксплуатации средств труда, без которых их функционирование становится невозможным. Исходя из экономического смысла, расходы на содержание оборудования и других рабочих мест представляют собой затраты, связанные с содержанием средств труда, без которых они не могут быть приведены в рабочее состояние (например, энергоресурсы, газ, вода и пр.) и соответственно не могут быть использованы.

- текущий ремонт (затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности);

- затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности,

- затраты на аренду транспортных средств,

- расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента),

- оказанные услуги (можно применять перечень услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, согласно Постановлению ?552 - ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04-02-10/1).

- суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам,

- налог с продаж, уплаченный поставщикам;

- ЕСН и другие отчисления в государственные внебюджетные фонды,

- уплаченные таможенные платежи,

- государственные пошлины и лицензионные сборы.

Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг.

Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной и оплаченной продукцией ( ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04-02-10/1).

Спорным является включение в затраты расходов на приобретение канцтоваров и ряда других, традиционно относимых к общехозяйственным, но напрямую не указанных в перечне.

В перечень не включены такие виды расходов, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме, арендная плата за землю, командировочные расходы.

Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций.

Ведение Книги учета доходов и расходов

Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов утвержден Приказом Минфина России от 22.02.96 N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субЪектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (далее - ).

Книга учета доходов и расходов ведется в хронологической последовательности, в ней на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

Все поступления субЪекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества отражаются в графе 4 разд.I "Доходы и расходы" Книги

При расчете единого налога в графе 5 "В том числе не принимаемые для расчета налога" Книги отражаются доходы, которые не должны учитываться при расчете базы налогообложения.

Например, суммы авансов и предоплат учитываются в указанной Книге по графам 4 и 5. По мере отпуска продукции (оказания услуг) производится уменьшение сумм по графе 5 (то есть, со знаком ) .

Аналогично, в случае осуществления действий по договорам поручения или комиссии налогоплательщик может отразить в графе 4 "Доходы - всего" весь обЪем товарооборота, а в графе 5 "В том числе не принимаемые для расчета налога" - стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту. (При расчете налогооблагаемой базы выручкой для поверенного или комиссионера является разница между итогами граф 4 и 5 (в рассматриваемом случае - сумма вознаграждения). Это подтверждено Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.99 N ВГ-6-02/531).

В графе 6 этой Книги отражается сумма всех расходов, произведенных за отчетный период, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении единого налога.

Расходы, не указанные в п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, отражаются в графах 6 "расходы всего" и 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога" Книги и не принимаются при определении налогооблагаемой базы по единому налогу.

Так, расходы по приобретению товаров, не реализованных на отчетную дату, для целей налогообложения из валовой выручки организации не исключаются, а отражаются по графе 7 Книги учета доходов и расходов.

Списание на расходы сырья и материалов производится на основании акта выполненных работ. Расходы по приобретению товаров для целей налогообложения учитываются в следующем порядке. Например, предприятие приобрело 100 компьютеров, реализовало 80, осталось 20. В этом случае в графе 6 "расходы всего" Книги учета доходов и расходов отражаются расходы от приобретения 100 компьютеров, в графе 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога" отражаются расходы от приобретения 20 компьютеров.

В графе 7 показываются, в частности: расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам, расходы на приобретение основных средств (балансовая или остаточная стоимость), а также расходы, связанные с их реализацией.

Отчетность и порядок уплаты единого налога

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца (то есть не позже 19-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога , а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предЪявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).

В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению.

Возврат к прежней (традиционной) системе налогообложения

При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих или суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. Плательщики единого налога в этих случаях решением территориальной налоговой инспекции переводятся на общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.

Таким образом, если превышение предельного уровня среднесписочной численности или размера выручки произошло в I квартале, то возврат на принятую ранее систему налогообложения осуществляется начиная с III квартала. При этом последний отчет по упрощенной системе представляется за I полугодие.

С уважением, Пономарева Ирина Александровна.

Спросить
Пожаловаться

Расскажите о плюсах и минусах преватизации. Спасибо!

Расскажите пожалуйста о плюсах и минусах нотариального соглашения против заявления на удержание алиментов на ребенка.

Раскажите о плюсах и минусах приватизации. Правда ли, что она скоро будет отменена?

Раскажите о плюсах и минусах приватизации многоквартирного частного дома. Квартира находиться в социальном найме.

Расскажите о плюсах и минусах врменной регистрации со стороны регистрируемого и владельца квартиры, в которой регистрируется.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Расскажите о плюсах и минусах приватизации квартиры (3 комн, прописка 5 чел) в Москве, если дом под снос?

Расскажите пожалуйста о плюсах, а главное о минусах последствий после проведения этой процедуры.

Расскажите о всех плюсах и минусах процедуры банкротства. Не справляюсь с кредитными долгами, хотела пройти процедуру банкротства, но не знаю всех минусов.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение