Новое в Положениях об оплате по листам временной нетрудоспособности (оплата из средств предприятия)

Панфилова Л.В.
• г. Набережные Челны
Вопрос №79718

Новое в Положениях об оплате по листам временной нетрудоспособности (оплата из средств предприятия)

Ответы на вопрос:

Юрист г. Долгопрудный

"Письмо Фонда социального страхования РФ от 15 января 2003 г. N 02-18/05-195

"О Федеральном законе от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"

Доводим до сведения, что с 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2002 N 246).

1. Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы*, исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата осуществляются в соответствии с общими правилами: в частности, в соответствии с Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.

При этом в соответствии с частью первой статьи 2 названного Закона выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) указанным работникам производится из двух источников:

часть суммы пособия, не превышающая за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога;

оставшаяся часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающая один минимальный размер оплаты труда, - за счет средств работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы).

Иные пособия по обязательному социальному страхованию (пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг) согласно части третьей статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ выплачиваются работникам, занятым в организациях или у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в установленных федеральными законами размерах за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, на основании норм Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ с 1 января 2003 года организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или плательщиками единого сельскохозяйственного налога, производят за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходы на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, а также иные виды пособий по обязательному социальному страхованию.

При наступлении соответствующих страховых случаев указанные работодатели в установленном порядке осуществляют расчет (назначение) пособий по обязательному социальному страхованию работникам и обращаются за выделением необходимых средств на их выплату в отделение (филиал отделения) Фонда по месту регистрации. Выделение средств на указанные цели осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда по правилам, предусмотренным пунктами 2.9, 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11, на основании предоставленной страхователем промежуточной расчетной ведомости или справки - расчета, а также иных документов, затребованных отделением (филиалом отделения) Фонда, после проверки представленных страхователем документов.

Расходы на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, не превышающей одного минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц, а также расходы на выплату иных пособий по обязательному социальному страхованию отражаются страхователями в разделе II "Для страхователей налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения" формы 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением Фонда от 29.10.2002 N 113.

Отделения (филиалы отделения) Фонда ведут учет страхователей, добровольно перешедших на упрощенную систему налогообложения, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и плательщиками единого сельскохозяйственного налога, по мере их обращения в отделения (филиалы отделения) Фонда, а также на основании представленных ими расчетных ведомостей. Сводная расчетная ведомость по данным страхователям составляется отдельно.

Расходы на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности сверх минимального размера оплаты труда учитываются работодателями при уплате соответствующего налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ.

2. Статьей 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрена возможность добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков.

В случае уплаты работодателями указанных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности вышеназванной категории работников осуществляется полностью за счет средств Фонда по общим правилам (а не по нормам статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ).

Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ также закреплено право адвокатов, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (частных детективов, нотариусов и т.д.), родовых (семейных) общин малочисленных народов Севера добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя уплату за себя страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков. При условии уплаты этими лицами страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев они приобретают право на получение пособий по обязательному социальному страхованию (ч.2 ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ).

Сбор указанных страховых взносов с работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, а также с вышеперечисленных отдельных категорий граждан будет осуществляться Фондом социального страхования Российской Федерации на основании Порядка уплаты страховых взносов, утверждаемого Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.3 Федерального закона от 31.12.2002 190-ФЗ), который после его утверждения будет незамедлительно доведен до региональных отделений Фонда.

Л.Н.Ру

Согласовано

Первый заместитель Министра труда и социального развития

Российской Федерации В.А.Январев

14.01.2003

______________________________

* В соответствии с главами 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих данные специальные налоговые режимы, уплата единого социального налога заменяется уплатой соответствующих единых налогов. При этом переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Часть налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, по установленным нормативам подлежит перечислению органами федерального казначейства в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации: 6,4% от суммы единого сельскохозяйственного налога (ст.346.9 НК РФ), 5% от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения, 20% от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения и 5% от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ)".

Вам помог ответ?ДаНет
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Похожие вопросы

• г. Нижний Новгород
₽ VIP
Вопрос №18510600

В августе 2020 отправили на 2 недели сидеть дома по контакту с болеющим кодом, я была в отпуске. На работу прислали бумагу о том, что я находилась в контакте и должна держать 2 недели карантина. Когда вышла из отпуска потребовали результаты анализов. Анализы сдала. Выдали больничный, который оплатили и продлили отпуск. Сейчас ФСС вызывает директора в суд и грозят штрафов, а я обязана выплаченные по больничному деньги вернуть. Подскажите пожалуйста, по закону ли поступает ФСС и если нет, то на какое постановление или статью ссылаться в суде директору и мне.

• г. Смоленск
Вопрос №18511302

Нахожусь на больничном по временной нетрудоспособности. Первый больничный сдал работодателю, с большой задержкой в месяц но его оплатили и работодатель и оплатил соцстрах. Долго продержал его работодатель. Продолжение больничного листа, вот уже более месяца как сдан работодателю, но его нигде не видно. Работодатель отвечает что сдан в бухгалтерию. В ФСС стоит только выплата первого листка. Где найти правду? Куда обратиться чтобы выплатили больничный? Без средств уже 2 месяца.

• г. Белогорск
Вопрос №18512820

Оплачивается ли больничный лист работнику МВД после выхода на пенсию в течении 30 дней после увольнения?

₽ VIP
Вопрос №17640804

Вопрос по трудовому законодательству: правовое регулирование среднедневной зарплаты для расчета суммы пособия по временной нетрудоспособности. В основу берется средняя зарплата за два года. С какой даты отсчитываются эти годы? С момента выдачи больничного и два года назад? Или, например, с прошлого календарного года? Известно, что при расчете не учитываются выплаты по временной нетрудоспособности. А как быть с периодом? В нормативных документах говорится, что этот период исключается. Значит ли это, что средняя зарплата рассчитывается только по рабочему периоду, а период пребывания на больничном исключается, или он считается как бы с нулевой зарплаты. Желателен комментарий в двух словах и ссылка на правовой акт. Конечно, готов оплатить в приемлемых размерах - например, 3 тысячи, а не десятки тысяч.

• г. Москва
₽ VIP
Вопрос №18083539

После написания заявления на увольнение мной был открыт больничный лист. Дата открытия БЛ 02.10.20, дата увольнения 08.10.20. Больничный лист закрыт 04.12.20. Сам больничный выдан на трех листках нетрудоспособности, первый с 02.10 по 23.10, второй (продление) с 24.10 по 19.11, третий (продление) с 20.11 по 04.12. Первые 2 листа работодатель оплатил, третий оплачивать отказывается, ссылаясь на то, что прошло более 30 дней с момента увольнения. Но я не открывала больничный 20.11, это продление того же больничного, открытого 2 октября. Насколько мне известно, больничный мне должны оплатить целиком, независимо от его продолжительности, если он открыт в течение 30 дней с момента увольнения (а мой открыт даже до даты увольнения). Подскажите, пожалуйста, кто прав в данной ситуации и как мне получить оплату, если она мне положена, а работодатель отказывается ее производить?

Вопрос №18235749

Осуществляла трудовую деятельность в ООО. С 19.12.2020 г. открыла лист нетрудоспособности и продлеваю его по сей день. За этот период находилась на Стас лечении в клинике (с 18.12 2020 г. по 30.12.2020 г) и получаю лечение амбулаторно. С 17.12.2021 уволилась по собственному желанию. Имею ли я право на оплату всего периода болезни? В какую организацию обратиться? Спасибо.

• г. Курган
Вопрос №17772133

Находясь в отпуске мне дали два больничных по контакту с заболевшими коронавирусом (постановления Роспотребнадзора). Работодатель отказался их оплачивать, мотивируя что находясь в отпуске и по контакту больничные не оплачиваются. Прав ли работодатель?

• г. Салехард
₽ VIP
Вопрос №18160224

Как в положении о стимулировании грамотно внести пункт о снижении стимулирующих за больничный лист?

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.