Новое в Положениях об оплате по листам временной нетрудоспособности (оплата из средств предприятия)
Новое в Положениях об оплате по листам временной нетрудоспособности (оплата из средств предприятия)

"Письмо Фонда социального страхования РФ от 15 января 2003 г. N 02-18/05-195
"О Федеральном законе от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"
Доводим до сведения, что с 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2002 N 246).
1. Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы*, исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата осуществляются в соответствии с общими правилами: в частности, в соответствии с Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.
При этом в соответствии с частью первой статьи 2 названного Закона выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) указанным работникам производится из двух источников:
часть суммы пособия, не превышающая за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога;
оставшаяся часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающая один минимальный размер оплаты труда, - за счет средств работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы).
Иные пособия по обязательному социальному страхованию (пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг) согласно части третьей статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ выплачиваются работникам, занятым в организациях или у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в установленных федеральными законами размерах за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, на основании норм Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ с 1 января 2003 года организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или плательщиками единого сельскохозяйственного налога, производят за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходы на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, а также иные виды пособий по обязательному социальному страхованию.
При наступлении соответствующих страховых случаев указанные работодатели в установленном порядке осуществляют расчет (назначение) пособий по обязательному социальному страхованию работникам и обращаются за выделением необходимых средств на их выплату в отделение (филиал отделения) Фонда по месту регистрации. Выделение средств на указанные цели осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда по правилам, предусмотренным пунктами 2.9, 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11, на основании предоставленной страхователем промежуточной расчетной ведомости или справки - расчета, а также иных документов, затребованных отделением (филиалом отделения) Фонда, после проверки представленных страхователем документов.
Расходы на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, не превышающей одного минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц, а также расходы на выплату иных пособий по обязательному социальному страхованию отражаются страхователями в разделе II "Для страхователей налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения" формы 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением Фонда от 29.10.2002 N 113.
Отделения (филиалы отделения) Фонда ведут учет страхователей, добровольно перешедших на упрощенную систему налогообложения, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и плательщиками единого сельскохозяйственного налога, по мере их обращения в отделения (филиалы отделения) Фонда, а также на основании представленных ими расчетных ведомостей. Сводная расчетная ведомость по данным страхователям составляется отдельно.
Расходы на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности сверх минимального размера оплаты труда учитываются работодателями при уплате соответствующего налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ.
2. Статьей 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрена возможность добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков.
В случае уплаты работодателями указанных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности вышеназванной категории работников осуществляется полностью за счет средств Фонда по общим правилам (а не по нормам статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ).
Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ также закреплено право адвокатов, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (частных детективов, нотариусов и т.д.), родовых (семейных) общин малочисленных народов Севера добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя уплату за себя страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков. При условии уплаты этими лицами страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев они приобретают право на получение пособий по обязательному социальному страхованию (ч.2 ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ).
Сбор указанных страховых взносов с работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, а также с вышеперечисленных отдельных категорий граждан будет осуществляться Фондом социального страхования Российской Федерации на основании Порядка уплаты страховых взносов, утверждаемого Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.3 Федерального закона от 31.12.2002 190-ФЗ), который после его утверждения будет незамедлительно доведен до региональных отделений Фонда.
Л.Н.Рау
Согласовано
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации В.А.Январев
14.01.2003
______________________________
* В соответствии с главами 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих данные специальные налоговые режимы, уплата единого социального налога заменяется уплатой соответствующих единых налогов. При этом переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Часть налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, по установленным нормативам подлежит перечислению органами федерального казначейства в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации: 6,4% от суммы единого сельскохозяйственного налога (ст.346.9 НК РФ), 5% от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения, 20% от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения и 5% от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ)".
СпроситьКак производится оплата листа нетрудоспособности в случае простоя предприятия (нам оплачивают 2/3 от оклада)? Имеет ли предприятие на это право?
Скажите, пожалуйста, имеет ли право работодатель при оплате больничного листа по временной нетрудоспособности применять налоговое ограничение не более 11700 руб. или все-таки должен основываться на положения трудового законодательтсва, где сказано, что оплата больничных производится исходя из стажа работника? И насколько применение налогового ограничения правомочно и можно ли тебовать от работодателя отплаты больничного листа исходя из стажа?
Спасибо заранее!
Имею статус временного убежища, работаю официально на предприятии 9.5 мес., была на больничном после истечении 7 мес работы и мне отказали в оплате больничного. Мотивируют отказ оплаты тем, что лица имеющие свидетельство о временном убежище не относятся к лицам временно проживающим в РФ а считаются временно пребывающими и закон№255-фз на нас не распостраняются. Поэтому лист нетрудоспособности оплате не подлежат. Правомерно ли это. Я гражданка украины.
Есть приказ о вступлении в силу новой редакции Положения по оплате с 01.02.2016. Суд отменил дату вступления в силу редакции, но не сам Приказ и Положение. По данному Положению в новой редакции уже принят работает персонал и получает оплату исходя из указанной выше редакции Положения. Каковы должны быть действия Работодателя, чтобы не пострадали Работники уже получившие оплату и продолжающие получать оплату труда по новой редакции Положения - в нем зафиксирована система оплаты для вновь организованных рабочих мест. Оспаривали срок введения Работники, на которых данная редакция Положения не распространялась.
Прошу Вас разъяснить вопрос?
В связи с тем, что у предприятия, где я работал имеется непогашенная задолженность по НДС за 2009 год, ИФНС вынесло решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Работодатель передал листки временной нетрудоспособности для начисления пособия в Фонд социального страхования. На счет предприятия были из Фонда социального страхования перечислены деньги для оплаты моего листка временной нетрудоспособности. Банком данные средства, поступившие из государственного Фонда социального страхования были перечислены в счет уплаты налогов и сборов, несмотря на то, что предприятие обратилось в Банк с просьбой выдать перечисленные средства. В своих действиях Банк руководствуется ст.855 ГК РФ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997-21-П: (трактовка данных документов юристом Банка) - "При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ (налоги, штрафные санкции по ним и т.п.), а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (заработная плата, выплаты по больничным и т.п.), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов в кредитную организацию". Таким образом, Банк делает заключение, что оплата листка временной нетрудоспособности и оплата налогов стоят в одной очереди и исполняются банками по мере их поступления. Правомочны ли действия Банка?. Что имеет приоритетное значение: выплаты пособий по временной нетрудоспособности или уплата налогов и сборов в бюджет РФ?
С уважением.
Шелепов Николай Ветиславович.
Оплата больничного листа. Больничный выдан до вынужденного простоя, через две недели преприятие распускает рабочих на 2/3.больнмчный лист продолжается. Интересует вся оплата листа нетрудоспособности.
С 2002 года жилищно-строительным кооперативом заключен договор на аренду земли. Оплата аренды производилась, но квитанции об оплате не сохранены. Сейчас земельный комитет отрицает факт оплаты и требует повторную оплату вместе с пеней. Как поступить?
Скажите пож-та оплата больничного листа регулируется Фед. законами или регионы и предприятия могут издавать свои приказы и распоряжения об отказе оплаты б/л,может ли руководство предприятия отказать работнику в принятии и оплате б/л,и в какой срок должен он быть оплачен с момента поступления в отдел кадров.
Снимала квартиру по типовому договору. В оплате было прописано: оплата коммунальных услуг+2000 рублей, но устно договорённости что вместо оплаты доп. средств я сделаю косметический ремонт, который отсутствовал. На данный момент арендодатель квартиру продала до окончания срока действия договора. Я съехала, а от меня теперь требуют оплатить доп. оплату за всё время проживания. Могут ли с меня востребовать оплату через суд?