
Штраф ИП за отсутствие путевого листа и необходимость составления акта при перевозке товара - правомерно ли это?
199₽ VIP
Правомерно ли выписан штраф на водителя ИП за отсутствие путевого листа и составления акта на ИП за перевозку товара ИП со склада до магазина, подтверждающие документы (расходная накладная, счет-фактура) были в наличии. ИП не занимается грузоперевозками в пользу третьих лиц, а осуществляет оптовую торговлю. Спасибо.

Да, правомерно. Путевые листы оформлять при перевозке нужно.
В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
"Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство".
Порядок заполнения путевого листа изложен в разделе III обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, которые утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152.
В ч.1 ст. 12.21 КоАП РФ указано:
1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Спросить
к сожалению правомерно
Ответственность за такие нарушения предусмотрена ст.12.3 КоАП РФ (водитель) и ст.12.31.1. КоАП РФ (ИП)
Штраф для водителя 500 рублей, штраф для предпринимателя 100 000 рублей, т.к. за административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.31.1. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Спросить
Водитель обязан иметь путевой лист.
Ст. 12.3 КоАП РФ наказывает за отсутствие документов:
"Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей".
На водителя правомерно наложили штраф.
А вот на ИП неправомерно - нет у него ответственности.
Вам можно обжаловать штраф, выписанный на ИП.
Спросить
В случае перевозки груза на основании договора водитель обязан иметь транспортную накладную (п. 3 ст. 8 Закона 259-ФЗ). А компании, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства, обязаны оформлять товарно-транспортные накладные (п. 2 Инструкции Минфина СССР № 156).
СпроситьА аргументы -Согласно Разделу 2 ПДД Общие обязанности водителей:
«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
• · водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
• · регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
• · абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1156;
• · в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
• · страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы».
Попробуем разобраться, установлено ли законом, что в рассмотренной ситуации сотрудник компании должен иметь при себе путевой лист.
Согласно Федеральному закону №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
«Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».
Вместе с тем, согласно Гражданскому Кодексу РФ деятельность компании по перемещению собственных сотрудников не подпадает никоим образом под понятие услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, так как при оказании услуг предполагается обязательное наличие другой стороны – заказчика соответствующих услуг.
Так, согласно Гражданскому Кодексу РФ:
«Глава 39. Возмездное оказание услуг
Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Глава 40. Перевозка
Статья 784. Общие положения о перевозке
1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Глава 41. Транспортная экспедиция
Статья 801. Договор транспортной экспедиции
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».
Аналогичные нормы имеются и в самом уставе, так согласно п.12 ст.2 Устава установлено понятие перевозчика.
«Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Таким образом, компания не подпадает под понятие перевозчика, так как не заключает договор на перевозку, и на нее не распространяются соответствующие нормы об оформлении путевого листа.
1. 2. Согласно Приказу Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года:
«Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555) приказываю…»
Таким образом, Приказ Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года утвержден во исполнение и не может противоречить Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а лишь развивает его положения.
Согласно п.9. утвержденных Приказом правил «Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях».
Так как выше было указано, что Приказ утвержден во исполнение и не может противоречить Уставу, данную норму следует рассматривать во взаимосвязи с Уставом и она говорит о транспортных средствах, которые используются «при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (п.1. ст.1 Устава).
1. 3. Разбираясь в формулировке Приказа Минтранса можно выделить следующие виды деятельности, на которые оформляется путевой лист, «путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для:
• · осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях
• · осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях
Относительно перевозки грузов
Ст.2 устава установлено, что:
«3) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
4) грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;
5) грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза».
Согласно ст.8 Устава:
«Статья 8. Заключение договора перевозки груза
1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем».
Таким образом, под перевозкой грузов в Уставе понимается перевозка грузов третьих лиц на основании договоров.
В нашем случае компания не перевозит грузов третьих лиц и не заключает соответствующих договоров.
Относительно перевозки пассажиров
Согласно п.12 ст.2 Устава «12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства».
Таким образом, понятие перевозки пассажиров предполагает обязательное заключение договора на перевозку, чего нет в нашем случае.
Кроме того в понимании Устава существуют следующие виды перевозок пассажиров:
«Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
При этом под регулярными перевозками понимается следующее:
«Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа
1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования».
Компания не заключает никаких договоров на перевозку пассажиров и не имеет маршрутов регулярных перевозок.
Перевозка по заказам:
«Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме».
Под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников также не подпадает.
Перевозка легковым такси:
«Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа
1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
И под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников не подпадает, то есть компания не осуществляет перевозок пассажиров.
Таким образом, использование путевых листов в рассматриваемом случае законодательством не предусмотрено.
Об ответственности за отсутствие путевого листа, в случаях, когда он необходим согласно законодательству
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
При этом задержание транспортного средства за нарушение ч.2 ст.12.3. КоАП РФ не предусмотрено:
СпроситьА аргументы -Согласно Разделу 2 ПДД Общие обязанности водителей:
«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
• · водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
• · регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
• · абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1156;
• · в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
• · страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы».
Попробуем разобраться, установлено ли законом, что в рассмотренной ситуации сотрудник компании должен иметь при себе путевой лист.
Согласно Федеральному закону №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
«Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».
Вместе с тем, согласно Гражданскому Кодексу РФ деятельность компании по перемещению собственных сотрудников не подпадает никоим образом под понятие услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, так как при оказании услуг предполагается обязательное наличие другой стороны – заказчика соответствующих услуг.
Так, согласно Гражданскому Кодексу РФ:
«Глава 39. Возмездное оказание услуг
Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Глава 40. Перевозка
Статья 784. Общие положения о перевозке
1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Глава 41. Транспортная экспедиция
Статья 801. Договор транспортной экспедиции
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».
Аналогичные нормы имеются и в самом уставе, так согласно п.12 ст.2 Устава установлено понятие перевозчика.
«Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Таким образом, компания не подпадает под понятие перевозчика, так как не заключает договор на перевозку, и на нее не распространяются соответствующие нормы об оформлении путевого листа.
1. 2. Согласно Приказу Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года:
«Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555) приказываю…»
Таким образом, Приказ Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года утвержден во исполнение и не может противоречить Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а лишь развивает его положения.
Согласно п.9. утвержденных Приказом правил «Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях».
Так как выше было указано, что Приказ утвержден во исполнение и не может противоречить Уставу, данную норму следует рассматривать во взаимосвязи с Уставом и она говорит о транспортных средствах, которые используются «при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (п.1. ст.1 Устава).
1. 3. Разбираясь в формулировке Приказа Минтранса можно выделить следующие виды деятельности, на которые оформляется путевой лист, «путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для:
• · осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях
• · осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях
Относительно перевозки грузов
Ст.2 устава установлено, что:
«3) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
4) грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;
5) грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза».
Согласно ст.8 Устава:
«Статья 8. Заключение договора перевозки груза
1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем».
Таким образом, под перевозкой грузов в Уставе понимается перевозка грузов третьих лиц на основании договоров.
В нашем случае компания не перевозит грузов третьих лиц и не заключает соответствующих договоров.
Относительно перевозки пассажиров
Согласно п.12 ст.2 Устава «12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства».
Таким образом, понятие перевозки пассажиров предполагает обязательное заключение договора на перевозку, чего нет в нашем случае.
Кроме того в понимании Устава существуют следующие виды перевозок пассажиров:
«Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
При этом под регулярными перевозками понимается следующее:
«Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа
1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования».
Компания не заключает никаких договоров на перевозку пассажиров и не имеет маршрутов регулярных перевозок.
Перевозка по заказам:
«Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме».
Под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников также не подпадает.
Перевозка легковым такси:
«Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа
1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
И под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников не подпадает, то есть компания не осуществляет перевозок пассажиров.
Таким образом, использование путевых листов в рассматриваемом случае законодательством не предусмотрено.
Об ответственности за отсутствие путевого листа, в случаях, когда он необходим согласно законодательству
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
При этом задержание транспортного средства за нарушение ч.2 ст.12.3. КоАП РФ не предусмотрено:
Спросить
Формулировка ч.2 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" достаточно однозначна и требования ПДД напрямую данный вопрос не регулируют. В данном случае водитель осуществлял перевозку товара пусть даже и для собственных нужд (договор перевозки, как правоотношение, к рассматриваемому вопросу не относится и полагаю, что смешивать эти понятия не стоит).
Соответственно, налицо нарушение, но не нарушение ПДД, как таковое, а нарушение ч.2 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Спросить

Правомерность вычета НДС по счет-фактурам российской организации при экспорте товаров с использованием международной перевозки

Вопрос о необходимости открытия торговой точки для продажи физическим лицам или возможности продажи со склада штучно ООО

Размер штрафа на ООО за отсутствие путевого листа у водителя и возможность дальнейшего управления авто без документа

Розничная и оптовая торговля с использованием упд и договоров поставки

Проблема с выгрузкой - Отсутствие путевого листа мешает доставке груза по маршруту Владимир-Нижневартовск

Какие документы должны быть на руках работника на момент торговли?

Запрет на ведение грузоперевозок без путевых листов распространяется только на индивидуальных предпринимателей?

Сколько времени транспортная компания имеет на забор товара со склада?
