Какой должна быть уважительная причина, чтобы судья восстановил срок исковой давности?

• г. Новосибирск

22 декабря 2005 г. зарегестрировано ООО. Работник устроился 4 апреля 2007 г. 4 мая 2009 г. подал исковое заявление о признании факта трудовых отношений с 22 декабря по 4 апреля 2007 г. на основании фактического допущения к работе. Работник претендует на соавторство в создании полезной модели. На предварительном слушании подано заявление о пропуске срока исковой давности. Какой должна быть уважительная причина, чтобы судья восстановил срок исковой давности?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Ответ от 06.09.2009:

Уважаемый Владимир !

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от

12 ноября 2001 г. N 15 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИ-

МЕНЕНИЕМ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА-

ЦИИ ОБ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ в пунктах 26 и 11 указал следующее:

26. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона

по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если ист-

цом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется,

то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой

давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим

мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК

РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основани-

ем для отказа в иске.

11. В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности на

чинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении сво-

его права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо,

право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда

закон предоставляет им право на такое обращение (статьи 41, 42 ГПК РСФСР,

статьи 41, 42 АПК РФ).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17

марта 2004 г. N 2 О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в пункте 5 указал сле-

дующее ( см. ниже ):

5. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам

пропуска без уважительных причин срока обращения в суд ( части первая

и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии

по трудовым спорам ( часть вторая статьи 390 ТК РФ ), так как Кодекс не

предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуж-

дению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об

отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском сро-

ка на его предъявление.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а так-

же части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по граждан-

ским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия

сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разре-

шаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь

в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение от-

ветчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока

обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора мо-

жет быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании.

Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восста-

новить этот срок ( часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК

РФ ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных

причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому ос-

нованию без исследования иных фактических обстоятельств по делу

(абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд мо-

гут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работни-

ку своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивиду-

ального трудового спора ( например, б о л е з н ь и с т ц а, нахождение

его в командировке, н е в о з м о ж н о с т ь обращения в суд вследствие

непреодолимой силы, н е о б х о д и м о с т ь осуществления ухода за

тяжелобольными членами семьи ).

Удачи Вам.

Спросить