Проблемы с грузоперевозками - возможность возмещения ущерба и транспортные расходы при запросе груза в Тулу
₽ VIP
Вопрос по грузоперевозкам.
ООО был отправлен груз через грузоперевозчика Деловые Линии из Тулы в Нефтеюганск 2 ящика зеркал.
В Москве груз уронили, но отправили в Нефтеюганск. Плательщик груза-Нефтеюганск.
Получатель отказался от приема груза боя, т.е. получил одно место. Составили коммерческий акт на бой-повреждена и заново перебита тара, полный бой груза. Второе место Нефтеюганск получать не хочет-хочет вернуть свои транспортные расходы. Нам в претензии отказано-по ихним правилам мы должны запросить груз из Тюмени в Тулу. А так как груз находится на складе Деловые Линии в Тюмени нам нужно будет оплатить транспортные до Тулы. При получении груза составить коммерческий акт на бой. И тогда возможно нам возместят бой. Также нам выслано письмо с просьбой распорядится судьбой груза. После консультации с юристом мы попросили Нефтеюганск составить претензию на возмещение ущерба. Они также получили отказ. Транспортная ссылается на п 3 ст 7 ФЗ от 30/06/03. Вопрос у меня следующий-какова вероятность возмещения у отправителя и как возместить отправителю транспортные расходы по запросу груза в Тулу?
Уважаемая Наталья. По ГК РФ грузоперевозчик несет ответственность за сохранность груза. если по прибытии в Нефтеюганск грузополучатель обнаружил, что груз поврежден, то на месте составляется акт, на основании которого грузоперевозчик принимает меры по решению данного вопроса. Также должна быть составлена претензия не только со стороны грузополучателя, но и со стороны грузоотправителя.
Чтобы возместить транспортные расходы, Вы как грузоотправитель должны составить претензию и акт на имя грузоперевозчика.Если же грузоперевозчик отказывается возмещать расходы, то Вы имеете право решать данный вопрос в суде.
Как вариант, Вы, как грузоотправитель, можете компенсировать транспортные расходы грузополучателя сами, а в дальнейшем просто решать вопрос по возмещению с грузоперевозчиком.
С уважением.
СпроситьНаталья, "Деловые Линии" в данном случае (да и вообще) являются не грузоперевозчиком, а экспедитором. Это две большие разницы, как говорят в Одессе, и это принципиально, потому что влияет на возможность применения тех или иных законов.
В целом дело, скорее всего, является выигрышным, потому что согласно ст.7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность, "если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело". Если экспедитору было сообщено, что внутри коробок находится стекло (см. экспедиторскую расписку), то его обязанностью было организовать перевозку таким образом, чтобы стекло не было повреждено - в том числе путём обеспечения дополнительной упаковки (см. тж. абз.2 п.1 ст.401 ГК РФ).
Претензия направляется либо клиентом, либо получателем груза, указанным в договоре транспортной экспедиции. При этом рекомендую сделать так, чтобы претензию и иск предъявляло лицо, которое имело право собственности на груз на момент его повреждения (необходимо проверить договор поставки между "Тулой" и "Нефтеюганском"; если там не указан момент перехода права собственности, то обратитесь к ст.458 ГК РФ). Эта рекомендация связана со следующим: несмотря на то, что в ст.12 ФЗ о ТЭД указано, что претензию или иск может предъявлять как клиент (обычно - грузоотправитель), так и грузополучатель, по ст.7 ФЗ о ТЭД в случае повреждения груза экспедитор возмещает "реальный ущерб", а смыслу cт.15 ГК РФ реальный ущерб возникает только у собственника повреждённого имущества. Поэтому суд вполне может применить ГК РФ (на практике такое случалось неоднократно) и отказать в возмещении ущерба лицу, не являющемуся собственником.
Относительно же взыскания транспортных расходов скажу, что законодательство о ТЭД, а именно статья, на которую ссылается экспедитор, предусматривает, что экспедитор возмещает ущерб в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза (если груз отправлялся с объявленной ценностью - в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность). Вознаграждение экспедитора возмещается только в случаях, специально предусмотренных договором. Возмещение транспортных или каких-либо иных расходов законодательством не предусмотрено. Эти правила, установленные ФЗ о ТЭД, полностью соответствуют ст.15 ГК РФ, в соответствии с которой законом или договором могут быть предусмотрены случаи возмещения убытков в меньшем размере, чем они причинены. То есть попробовать взыскать эти расходы, конечно, можно, но, учитывая, что такого условия в договорах "Деловых линий" нет, шансы на успех в этой части невелики.
Если Вам потребуется помощь юриста, имеющего положительный опыт ведения дел, связанных с транспортной экспедицией, пишите (igumnoff@mail.ru) или звоните (8(903)111-23-94).
Спросить