О первоочередном обеспечении жильем. Ответы г-на Фролова Б.

О первоочередном обеспечении жильем. Ответы г-на Фролова Б.Б. на вопросы 13878 и 14059, к сожалению, невнятны. То что формируются отдельные списки очередников, первоочередников и внеочередников известно. А вот как по этим спискам должно предоставляться жилье не ясно. Итак, ситуация: в воинской части есть списки очередников (люди стоят в очереди с 1990 года) и первоочередников (я в этом списке единственный и стою в очереди с 2000 года). Распределяется квартира. Мне она по площади подходит. Кому ее должны распределить: очереднику с 1990 года или первоочереднику с 2000 года? Приказ МО РФ от 2000 года № 80 определяет - очереднику! Так как он стоит в очереди раньше. А в чем же преимущество первоочередника? Было бы логично предоставление жилья сначала внеочередникам, затем первоочередникам (после всех внеочередников), затем очередникам (после всех первоочередников). По-моему мнению именно для этого вводятся сами категории "очередник", "первоочередник", "внеочередник" и устанавливаются законные основания для отнесения нуждающегося в жилье к какой либо категории. Или я ошибаюсь? Что говорит об этом закон? Что думают об этом юристы? Извините за многословие. Спасибо.

вопрос №9541
прочитан 295 раз

В действительности эти нормы в законодательстве не прописаны, и высказанное мнение всегда останется всего лишь мнением, а не доказательством.

Проще руководствоваться уже имеющимися судебными решениями ВС РФ, выводы, сделанные в этих решениях, для судов будут определяющими.

"Решение Верховного Суда РФ от 31 мая 2001 г. N ВКПИ 01-40

"Пункты 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 признаны соответствующими законодательству"

Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ генерал- лейтенанта - юстиции Яськина В.А., при секретаре старшем лейтенанте юстиции Бизнасюке А.С., с участием представителя заявителя адвоката Гандзюка В.В., представителя ответчика подполковника Савина М.Н. и помощника Главного военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе подполковника Баранова А.А. на пункт 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000года N 80, установил:

15 февраля 2000 года Министр обороны РФ издал приказ N80, которым утвердил Инструкцию. Пунктом 12 этой Инструкции предусмотрено, что военнослужащим, прослужившим не менее 10 лет и нуждающимся в улучшении жилищных условий при увольнении с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям жилые помещения предоставляются вне очереди.

Согласно последнему предложению пункта 40 Инструкции, военнослужащим, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

Заявитель Баранов А.А. просит признать упомянутые части Инструкции незаконными и недействующими с момента опубликования.

Обосновывая свои требования, он утверждает, что законом РФ " Об обороне" Министру обороны РФ не предоставлены законодательные полномочия и он не вправе вносить изменения в действующее законодательство. Включение в Инструкцию оспариваемых положений противоречит статьям 10, 17 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку Министр обороны РФ присвоил себе законодательные функции, расширил по сравнению со ст.37 Жилищного кодекса круг лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, то есть расширил права одних граждан за счет других, а последним предложением пункта 40 Инструкции ущемил права военнослужащих, имеющих право на первоочередное получение жилья.

Заявитель о времени и месте рассмотрения дела надлежащее извещен, но на судебное заседание не прибыл и поручил представлять свои интересы адвокату Гандзюку В.В.

Заслушав объяснения представителя заявителя Гондзюка В.В., поддержавшего жалобу, и представителя Министра обороны РФ Савина М.Н., возразившего против удовлетворения требований Баранова А.А., исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Милованова В.В., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, Верховный Суд РФ находит, что требования, заявленные Барановым А.А., не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 14 Закона РФ "Об обороне" Министру обороны РФ, кроме функций, прямо указанных в этой статье, предоставлены иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны РФ.

В статье 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1367, установлено, что Министерство обороны РФ осуществляет иные функции, предусмотренные конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Подпунктом 36 пункта 11 этого Положения Министру обороны РФ предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные ( правовые, нормативные правовые) акты.

В соответствии со ст.37 Жилищного кодекса жилье предоставляется гражданам вне очереди как в случаях, перечисленных в этой статье, так и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 закона " Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма определяют и органы государственного управления Российской Федерации.

Министерство обороны РФ является таким органом, а следовательно, Министр обороны РФ полномочен издавать нормативные правовые акты и по вопросам предоставления военнослужащим имеющегося в его распоряжении жилья, в том числе и вне очереди.

Отнесение военнослужащих, увольняемых с военной службы по возрасту, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, к лицам, имеющим право на получение жилья вне очереди, соответствует также закону РФ "О статусе военнослужащих".

Согласно статье 23 этого закона, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Поскольку для перечисленных военнослужащих определено точное время получения жилищных помещений (до увольнения с военной службы), невыполнение требования о предоставлении жилья вне зависимости от причин является нарушением закона.

Предоставление этим военнослужащим жилья не во внеочередном порядке может привести к неоправданно долгому их удержанию на военной службе, в том числе и тех, кто по возрасту или состоянию здоровья уже не могут исполнять воинские обязанности, что было бы нарушение закона. Для восстановления нарушенных прав указанным военнослужащим жилье должно предоставляться вне очереди.

Этот вопрос правильно решил Министр обороны РФ в пределах своих полномочий в пункте 12 Инструкции.

Не противоречит законам и последнее предложение пункта 40 инструкции.

Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и в внесения в списки на получение жилых помещений.

Это же статьей предусмотрено, что граждане, имеющие право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Однако Жилищный кодекс РСФСР не содержит указаний о порядке распределения жилья между различными категориями очередников.

Статьей 18 Жилищного кодекса РСФСР трудовым коллективам предприятий и организаций предоставлено полномочие выделять лицам, имеющим право на первоочередное удовлетворение жилья по месту работы, часть жилья.

Таким образом, Жилищный кодекс РСФСР предусматривает возможность распределения имеющегося жилья между лицами, находящихся в различных списках нуждающихся, в определенных пропорциях.

Как отмечалось выше, Министр обороны РФ, в соответствии со статьей 13 Закона РФ "ОБ основах федеральной жилищной политики", был полномочен определять порядок и условия предоставления военнослужащим жилых помещений.

Поэтому утверждение им предусмотренного последним предложением пункта 40 Инструкции порядка распределения жилья между военнослужащими не противоречит действующему жилищному законодательству.

На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации, руководствуясь ст.ст.191 - 197, 239-7 ГПК РСФСР, решил:

Жалобу Баранова Александра Анатольевича о частичном признании незаконным пунктов 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15февраля 2000 года N 80 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Россий

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X