Принцип трудового права - Принцип соответствия оплаты труда прожиточному минимуму для трудоспособного населения.\nНормативные правовые акты, закрепляющие этот принцип - Статья 133 Трудового кодекса Р

• г. Москва

В соответствии со ст. 133 ТК РФминимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не должна быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособного человека. Воспитатель детского сада Малахова обратилась в районный суд с требованием установить ей заработную плату в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Суд отказал Малаховой в иске, указав на то, что соответствующий федеральный закон, регламентирующий порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, ещё не принят. Тогда Малахова решила обратиться в областной суд, но прежде пришла за консультацией к знакомому адвокату.

На основе какого (каких) принципа (принципов) трудового права должно решаться дело? В каких нормативных правовых актах они закреплены?

Ответы на вопрос (1):

Решение задачек для студентов - платная услуга.

Спросить
Пожаловаться

Скажите, Не нарушает ли организация закон по выплате заработной платы в размере МРОТ (6000 руб), если прожиточный минимум для трудоспособного населения на сегоднешний день составляет 9092 руб.? в ст 133 ТК РФ сказано, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Если есть нарушения, как нам поступить и куда обртиться.

В Крыму подписано региональное соглашение ою установлении минимальной заработной платы, которая должна быть не ниже прожиточного минимума, что значительно больше нежеди размер минимального размера минимальной заработной платы. Должны ли работодатели вылачивать заработную плату в размере прожиточного минимума или можно не выполнять это соглашение и платить минимальку?

В 133 статье ТК написано, что: Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Как такое может быть, если МРОТ 4611, а минимальный прожиточный минимум в сам. области 6972?

1. Моя зарплата должна быть больше МРОТ или минимального прожиточного минимума?

Оклад у меня 3980 р. Но как я понял платят еще какие-то проценты, чтобы догнать до МРОТ.

2. Я прохожу АГС, вправе ли я отказаться от выполнения трудовых обязанностей с письменным уведомлением работодателя о самозащите конкретных прав (зарплата меньше прожиточного минимума) и ссылкой на статью 379 Трудового кодекса РФ, а также требованием сохранения среднего заработка на время отказа от работы?

Согласно ст. 133 ТК РФ Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При расчете больничных он составляет 6204 р. Однако согласно постановлению правительства Орловской области №23 от 08.01.2016 величина прожиточного минимума для работающего населения в Орловской области за IV квартал 2015 г. составила 9031 р. т. е. МРОТ оказался ниже величины прожиточного минимума. Чем это можно объяснить и какую цифру использовать для расчета больничного.

Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В этой связи с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 11 163 рублей в месяц, что в том числе соответствует требованиям Трудового кодекса РФ.

В связи с этим районная администрация Завьяловского района, предлагает работникам Домов Культуры добровольно написать заявления о сокращении ставок. У кого 0.5 на 0.38, у кого полная ставка, того на 0.76 %от ставки. В противном случае если добровольно мы не захотим этого делать, грозят через два месяца сократить на половину.

Что нам предпринять в данной ситуации?

По новому ТК РФ по статье 133 месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

По той же статье МРОТ устанавливается на территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума. Насколько мне известно с 01.07.2001 МРОТ не изменялся и составляет 300 рублей. Так объясните, почему я сотруднику должна должна платить зарплату не ниже прожиточного минимума, а как же МРОТ?

Помогите разобраться в следующем.

В нашей организации есть отдел, который оказывает консультации клиентам на их рабочих местах. Заработная плата этих работников на прямую зависит от того сколько консультаций они предоставили организациям, также у них есть финансовые показатели (план работы на месяц), которые они должны выполнять и от этого формируется их категория, соответственно и разная зарплата.

Вот здесь и возникает вопрос, например, есть два работника с одинаковой категорией и одинаковым планом работы (финансовым показателем) на месяц. Один работник трудится, ни каких нареканий от клиентов, показатели зашкаливают, соответственно заработная плата высокая, а второй не выполняет поставленную работу полностью, соответственно и зарплата меньше, а меньше прожиточного минимума. Получается фирма должна ему из «кармана» других работающих сотрудников доплачивать, в соответствии со ст. 133 ТК РФ «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения».

Или все же, если читать ст.155 ТК РФ «При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы».

Фирма может выплатить заработную плату сотруднику меньше размера прожиточного минимума, если он не справляется с объемом поставленной работы, в кол-ве тех процентов, на сколько он оказал услуг.

Правильно я понимаю? Поясните, пожалуйста.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Посмотрите документ, я думаю что это просто отписка прокуратуры, чтоб выгородить наших министров. Полтора года людей обманывали и опять хотят нажиться за их счет. Подавать в суд?

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Прокуратура Первомайского административного округа города Мурманска пр.Кольский, 168, Мурманск, Россия, 183055, Тел/Факс 52-16-88-01.2013 № 3242 ж-2012

Журавлевой Н.А.

Прокуратурой округа рассмотрено Ваше заявление, поступившее в прокуратуру округа 13.12.2012, о нарушении МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4» Ваших трудовых прав в связи с выплатой заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, а также с просьбой в Ваших интересах обратиться в суд с иском к МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4» о взыскании разницы между фактически выплаченной заработной платой и суммой, подлежащей выплате.

Установлено, что МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4», расположенная по адресу: ул.Бочкова, д.1 в г.Мурманске, является учреждением, подведомственным Комитету по здравоохранению администрации города Мурманска.

МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4» имеет Устав, Комитет по здравоохранению администрации города Мурманска осуществляет полномочия учредителя.

Начисление заработной платы работникам учреждения осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4».

Доплата работникам, в том числе и Вам, до размера минимальной заработной платы в 2012 году учреждением осуществлялась в соответствии с Соглашением Правительства Мурманской области, Облсофпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 29.11.2010 «Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011-2013 годы» из расчета 9 112,00 рублей.

В соответствии с ч.1, ч.З ст.133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В Мурманской области, с 01.01.2012 - 9 112 рублей (ст.48, ст. 133.1, ч.2 ст. 135 Трудового Кодекса РФ, Соглашение Правительства Мурманской области, Облсофпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 29.11.2010 «Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011-2013 годы»).

Указанный размер минимальной заработной платы распространяется на работников любых организаций Мурманской области, за исключением тех, которые финансируются из средств федерального бюджета.

Вместе с тем, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).

Федеральными законами от 24.06.2012 № 91 - ФЗ от 01.06.2011, № 106-ФЗ «О внесении изменения в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлено, минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года составлял 4 330 рублей в месяц, с 01.06.2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц.

Таким образом (с учетом сложившейся судебной практики), заработная плата (включая все доплаты, надбавки, повышающие коэффициенты и другие элементы) при отработке месячной нормы рабочего времени без учета районного коэффициента и полярной надбавки за работу в районах Крайнего Севера должна быть не ниже 4 611 рублей. С учетом районного коэффициента и полярной надбавки - 10 605, 30 рублей.

Приказом МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4» от 21.12.2012 № 390/л Вам произведен перерасчет заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда в размере 4 611 руб. в месяц с начислением районного коэффициента и северной надбавки за октябрь - декабрь 2012 года.

Срок разрешения индивидуального трудового спора, предусмотренный ч. 1 ст.392 Трудового кодекса РФ, составляет 3 месяца.

Таким образом, работодателем в добровольном порядке произведены перерасчет и выплата заработной платы во исполнение вышеуказанного приказа и трудового законодательства Российской Федерации.

Довожу до Вашего сведения, что по результатам ранее проведенной прокуратурой округа проверки исполнения трудового законодательства в деятельности МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4» в адрес председателя Комитета по здравоохранению администрации города Мурманска было внесено представление.

При таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

В случае несогласия с настоящим ответом Вы вправе его обжаловать прокурору округа.

Заместитель прокурора округа советник юстиции Д.А.Лапин.

Федеральный закон от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ

О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Читаю: пункт 4 статьи 4 дополнить словами ", в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)"... Не указано что должников подразделяют на пенсионеров и работающих (кроме регионов, где выше ПМ) . Значит ли это что пенсионерам тоже должны оставлять ПМ" трудоспособного населения" ?

ОТПРАВЛЯЮ ВАМ РЕШЕНИЕ СУДА. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОСМОТРИТЕ И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. И ЕЩЕ ХОЧУ СПРОСИТЬ, ЕСЛИ БЫ Я ПРИЕХАЛА В УСТЬ-ЦИЛЬМУ, НАПРИМЕР, ИЗ ЛИПЕЦКА - КАКОЙ БЫ У МЕНЯ БЫЛ ОКЛАД, ВЕДЬ СЕВЕРНУЮ НАДБАВКУ (80%) НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ - 10% ЗА 1 ГОД.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми под председательством судьи Михеева Ф.С. при секретаре Муравьевой Ю.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма

30 июля 2010 г. дело по заявлению Вязниковой О. П. к Муниципальному образовательному учреждению «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Новый Бор» о незаконных действиях работодателя.

УСТАНОВИЛ:

Вязникова О.П. обратилась в суд с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский» о незаконных действиях работодателя, просит обязать ответчика устранить нарушения трудового законодательства, регулирующего оплату труда работников образования, т.е. установить ей оклад не ниже МРОТ, произвести перерасчет заработной платы, включая дни пребывания в очередном трудовом отпуске, больничном, командировках и взыскать недоплату по заработной плате с 01.09.2007 г. по 01.05.2010 г., с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, проиндексировать перерасчет с учетом инфляции. В обоснование исковых требований указывает, что с 2004 года состоит в трудовых отношениях с МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа» в должности... При установлении должностного оклада учтена стимулирующая надбавка за работу в сельской местности. По действующему законодательству должностной оклад без компенсационных и стимулирующих надбавок должен быть не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В судебное заседание Вязникова О.П. не явилась. В заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрация МО МР «Усть-Цилемский», администрация сельского поселения «Новый Бор», привлеченная в качестве соответчика, представителей в судебное заседание не направили.

Администрация МО МР «Усть-Цилемский» в письменных отзывах указывает на то, что исковые требования истицы основаны на неправильном понимании действующего законодательства. Помимо этого просит применить последствия пропуска срока обращения в суд.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело без участия сторон по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Вязникова О.П. с 15.09.1999 г. работает...

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч.1) и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.3).Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст.129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Так как срок обращения в суд с иском о взыскании соответствующих выплат с 1 сентября 2007 г. по май 2010 г. истица пропустила, а представители ответчиков заявили ходатайство о применении срока исковой давности, суд проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения в суд.

В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ с 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда установлен 2300 руб., а с 1 января 2009 г.-4330 руб.

Согласно представленным суду карточкам-справкам на 2010 г. заработная плата Вязниковой О.П. состоит из оклада 4113 руб., надбавок за выслугу лет 616,95 руб., выплат стимулирующего характера 1067,21 руб. С учетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента заработная плата составляет 12174 руб. Фактические начисления за рассматриваемый период превышают 14000 руб.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работниками лишь свыше минимального размера оплаты труда предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.4 ст.133 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации из ст.129 Трудового кодекса исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, её составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 г. № 1160-0-0, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Поэтому в иске Вязниковой Ольге Петровне следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Вязниковой О. П. в иске к МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Новый Бор» о незаконных действиях работодателя о возложении обязанности установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда, произвести перерасчет начисленной заработной платы за период с 1 сентября 2007 г. с уплатой денежной компенсации, индексации произведенного перерасчета заработной платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 13 августа 2010 г.

Судья Ф.С. Михеев.

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение