8 800 505-92-64

Сферу беспилотного транспорта подкрепят правовой базой

Автор публикации
Организация НИАН
Россия, г. Санкт-Петербург
1
просмотров: 404 | комментариев: 7

Министерство транспорта приступило к созданию рабочей группы для разработки нормативной базы по использованию беспилотного транспорта в России. Об этом пишут «Известия».

В состав группы войдут представители МВД, МЧС, Автодора, КамАЗ, «Ростелекома» и Минпромторга. Возглавит структуру директор департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов. По его словам, в задачи группы войдут подготовка правовой базы и запуск пилотных проектов всех видов беспилотного транспорта. Прежде всего эксперты намерены утвердить процедуру регистрации беспилотников и их владельцев.

«Сейчас в Минтрансе готовится целый блок нормативных документов, дополняющих обновленную редакцию Воздушного кодекса, который легализовал использование беспилотников в РФ», — сообщил Семенов.

Он добавил, что по итогам работы в стране появится единый реестр беспилотных транспортных средств.

В июле президент Владимир Путин подписал законопроект, освобождающий беспилотные гражданские воздушные судна максимальной взлётной массой до 30 кг от обязательной сертификации и госрегистрации. Соответствующая норма была принята депутатами Госдумы в конце 2015 года, впоследствии она была смягчена.

Подпишитесь на 9111.ru в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новостях»
Поделитесь этой статьёй:
Автор публикации
Организация НИАН
Россия, г. Санкт-Петербург
1
0

Действительно, нормативная база, касающаяся работы беспилотного транспорта, давно подлежит разработке, поскольку беспилотный транспорт используется все шире.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на безопасность людей, находящихся в зоне полёта беспилотника, и пассажиров беспилотника (при наличии), а также установить требования к квалификации персонала, осуществляющего техническое обслуживание беспилотника.

Также следует определить статус так называемых квадрокоптеров - любительских летательных аппаратов, используемых для фото и видеосъемки местности и событий.

Прогресс не стоит на месте. Так называемые беспилотники в виде геликоптеров давно и прочно вошли в нашу жизнь, и применяются для различных задач (в первую очередь для аэрофотосъемки).

Хорошо, что наше государство действует верно в данном направлении. Регистрация беспилотников и их владельцев пока предполагает быть добровольной и заявительной. При этом геликоптеры максимальной взлётной массой до 30 кг обязательной сертификации и госрегистрации не подлежат.

Скорее всего, за этим последует внесение изменений в КоАП РФ, которое будет устанавливать ответственность за отсутствие такой регистрации. Так что владельцам таких аппаратов не следует затягивать с регистрацией, когда такие изменения будут приняты.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" (Федеральный закон №462-ФЗ) при его разработке не урегулированы разногласия, касающиеся сертификации беспилотных авиационных систем, использования воздушного пространства, регистрации прав на воздушные суда, предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях. По мнению Минтранса России, разногласия по этим вопросам подлежат урегулированию в подзаконных актах: федеральных правилах использования воздушного пространства и авиационных правилах, устанавливающих процедуры сертификации беспилотных авиационных систем.

При разработке проекта этих нормативных актов могут быть использованы рекомендации ИКАО, изложенные в циркуляре Cir 328 AN/190 "Беспилотные авиационные системы (БАС)", а также стандарты и рекомендуемая практика, реализованные в Приложении 2 "Правила полетов" и Приложении 7 "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации. Т.е. те положения, что было рекомендовано использовать в проекте.

Регулирование использование беспилотного транспорта необходимо, без него не могут быть в полной мере реализованы изменения внесенные названным законом в ВК РФ.

Думаю, что в перспективе изменения в Воздушный кодекс РФ действительно могут быть внесены. Развитие техники диктует необходимость принятия изменений.

На сегодняшний день в ВК РФ, принятом в 1997 г. не учтены т.н. "дроны" или беспилотные аппараты, которые большинством граждан используются для развлечения, создавая в некоторых случаях проблемы.

Действительно, в Воздушном кодексе, есть например, понятие видов авиации, которое дано в ст. 20, где сказано, что она подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Но эти аппараты, например, не укладываются в понятие ни одного из этих видов.

Отсюда возникает потребность изменения и урегулирования этого вопроса.

При этом, очевидно, что вопрос требует детальной проработки, в том числе в плане не только формального урегулирования техники получения соответствующих разрешений на использование аппаратов и установления круга лиц, которые будут иметь право на получение разрешение, но и в плане ответственности за незаконное использование.

Поэтому изменения могут коснуться не только Воздушного кодекса, но и связанных с ним иных правовых актов, в том числе КоАП РФ. Кроме того, на уровне Правительства РФ возможно принятие соответствующих подзаконных актов (положений, правил и пр.)

Справедливо, что сфера развития беспилотных транспортных систем должна быть урегулирована должным образом - это необходимо для соответствия мировым стандартам.

Также очень важно, что обязательной регистрации будут подлежать не все беспилотники, а только те, чья масса составляет более 30 кг, поскольку в противном случае регистрировать пришлось бы даже детские авиамодели. Но вопрос учёта лёгких беспилотных авиационных систем остался неопределённым. Не стоит также забывать о том, что нередко беспилотники используются и в преступных целях.

Необходимость правового регулирования беспилотного транспорта на сегодняшний день стоит очень остро. Только по одним официальным данным количество дронов превышает миллион. Действующее законодательство РФ пока не регламентирует порядок оборота данных аппаратов. Более того, дроны очень часто стали изготавливать кустарным способом, например а Омской области молодой человек сделал своими руками дрон. За рубежом, а в частности в США также очень остро стоит вопрос об охране личного пространства человека, частной собственности, угрозу которым создают дроны, например, в США очень много случаев, когда дроны проникают в частные домовладения, фотографируют те предметы, которые не предназначены для посторонних глаз, за расстрел дрона с земли в США предусмотрено до 20 лет тюрьмы. В России уже набирают обороты не только дроны, но и другой беспилотный транспорт, например в Набережных Челнах уже давно прошел удачное тестирование беспилотный камаз, в г. Ростове-на-Дону беспилотный автобус. В перспективе в России при правильной организации дорожного движения, беспилотный транспорт найдет свое широкое применение, что также отразится на рынке труда водителей.

Антюхин Алексей ВладимировичПишет 17.08.2016 в 12:55
правового регулирования беспилотного транспорта на сегодняшний день стоит очень остро

Не совсем соглашусь. Пока что их возможности достаточно ограничены. Подсматривать за соседями можно с тем же успехом и установив, скажем, камеру на дереве, используя какой-нибудь штатив, который выше уровня забора, бинокль с возвышенной точки и т.д. Но никому не приходит в голову регистрировать палки, бинокли и так далее. Именно острой необходимости пока не вижу.

Вопрос в целях и так далее, УК можно применять за, скажем, приготовление к преступлению (краже), нарушение неприкосновенности частной жизни и т.д., независимо от того, дрон ли использовался для этого, палка, бинокль, дерево и т.д.