8 800 505-92-64

Российский автопром поддержат отменой налога

Автор публикации
Организация НИАН На сайте
Россия, г. Санкт-Петербург
1
просмотров: 404 | комментариев: 10

Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, освобождающий налогоплательщиков от налога на имущество организаций в отношении отечественных транспортных средств. Соответствующий документ размещён на сайте нижней палаты парламента.

Изменения предлагается внести в ст. 381 Налогового кодекса («Налоговые льготы»). Норма распространяется на транспортные средства, произведённые после 1 января 2013 года, принятые на учёт организациями в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи.

«Мы рассчитываем на то, что эта мера будет стимулировать предприятия, организации к обновлению своего автопарка и создаст дополнительный спрос на отечественную технику. Это, конечно, поможет нашему транспортному машиностроению», — прокомментировал инициативу премьер-министр Дмитрий Медведев.

Поправки разработаны Минфином в рамках реализации мер, предусмотренных Программой поддержки транспортного машиностроения.

Подпишитесь на 9111.ru в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новостях»
Поделитесь этой статьёй:
Автор публикации
Организация НИАН На сайте
Россия, г. Санкт-Петербург
1
0
Обсуждение:
1 2

Данным законопроектом предлагается расширить перечень, предусмотренных ст. 381 НК РФ налоговых льгот.

Предложение можно оценить как положительное, тем не менее, нужно отметить, что основная масса "потребителей" отечественных автомобилей - граждане.

Поэтому реальное стимулирование спроса на авто возможно только если внести изменения в отношении граждан.

Можно предусмотреть, что от налога освобождаются владельцы новых или относительно новых авто (например, приобретенных 3-5 лет назад)

Для предприятий сумма транспортного налога является далеко не основной статьей затрат. Кто-то может этого в массе своих расходов даже не заметить.

Не думаю, что эффект от данного законопроекта существенно изменит ситуацию на рынке отечественного автопрома - слишком ограничена сфера его деятельности. От уплаты налога на имущество освобождаются:

- только организации

- только в отношении отечественных авто выпуска после 01.01.2013

- только в отношении авто, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также в результате передачи между взаимозависимыми юридическими лицами.

Возможно, некоторое облегчение налогового бремени для юридических лиц этот законопроект и принесет. Но речь в нем не идет о покупке авто, а лишь о его передаче от одного юридического лица другому, причем в ограниченных случаях. Каким образом при таких условиях может стимулироваться развитие отечественного транспортного машиностроения - не ясно. В соответствии с заявленными целями законопроекта логично было бы предусмотреть налоговые льготы для лиц, приобретающих отечественные авто у дилера.

Нашему машиностроению это, возможно, и поможет, но не скоро, особенно если принять во внимание то, что с ним делало правительство начиная с 90-х. Это примерно как перед смертью предложить витаминки попить, когда даже нет гарантий того, что операция поможет сохранить жизнь.

Для того, чтобы поднять из могилы отечественный автопром одной этой меры недостаточно. В настоящее время от отечественного мало что осталось и доля отечественных автомобилей у большинства предприятий невелика, многие предпочитают приобретать зарубежные пусть и подержанные.

Данная мера запоздалая и существенно ничего не изменит. Например, ЗИЛ за 1 месяц в настоящее время выпускает машин меньше чем в 1990 году за 1 смену. Нужен комплекс мер, а не очередная иллюзия помощи отечественному производителю. Чтобы отечественные автомобили заняли достойное место хотя бы в России, помимо комплекса мер по снижению налоговой нагрузки, нужны значительные инвестиции, увеличение объемов производства для снижения себестоимости и т. д., а этого просто так в ближайшие годы не случится. АЗЛК перед закрытием тоже пытались оживить, но опыт уже показал, что одного желания мало.

Правительство не сделало должного вывода из печального опыта, хотя, похоже, понимание необходимости преобразований при пустеющем бюджете началось, главное чтобы на этом не закончилось. Печально то, что у французов и американцев на наших бывших предприятиях получается все гораздо лучше, чем у россиян, как верно заметил один из западно-европейских представителей бизнеса:

"У вас пытаются заработать на процессе, а мы зарабатываем на результате".

Данное предложение - не более чем очередная предвыборная иллюзия заботы об отечественном производителе.

Российский автопром уже ничего не спасет. А вот налогоплательщики могут "клюнуть" на такую приманку. Не считаю, однако, что внесение изменений в НК РФ в части преференций по уплате транспортного налога для собственников отечественных авто, окажет существенное влияние на рынок сбыта отечественных автомобилей. Соотношение цена-качество на рынке имеет более значимый вес чем льготы по налогам. Впрочем, немало хороших и полезных инициатив, так и остались хорошими и полезными на короткий срок, а рынок - это довольно специфическая сфера, чтобы проанализировать его изменения в долгосрочной перспективе.

Есть и еще один аспект: транспортный налог в основном поступает в бюджеты субъектов федерации, а вот снижение объемов поступления налога в перспективе может вылиться в проблемы формирования доходной части бюджетов,особенно в тех субъектах федерации которые являются дотационными. Аналитики, предлагающие такие нововведения, должны уметь просчитывать все последствия экономического характера.

П. 25 ст. 381 НК РФ в действующей редакции предусматривает налоговую льготу по налогу на имущество организаций для организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

При этом проект закона предусматривает не применять это исключение для такого вида движимого имущества как - транспортные средства, которые подлежат постановке на учет по законодательству РФ и произведены начиная с 1 января 2013 г. Тем самым законодатель расширяет действие указанной льготы по налогу и поддерживает развитие машиностроения в РФ (распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 57-р).

Возможно, что в дальнейшем подобный проект будет принят в отношении налога на имущество физических лиц, чтобы стимулировать спрос на продукцию отечественного машиностроения.

Освобождение от уплаты налога - это, конечно, хорошо.

Но организациям следует произвести небольшие подсчеты, озадачившись вопросом: "А что выгоднее: не платить налог на имущество организации или тратиться на ремонт отечественной техники?"

Не секрет, что отечественные автомобили по надёжности значительно уступают импортным, да и расход ГСМ у отечественных автомобилей значительно выше. Затраты не техническое обслуживание и ремонт, да и собственно затраты на ГСМ могут оказаться значительно выше, чем выгода от налоговой льготы.

В случае принятия данного закона, конечно, каждая организация должна сама решить, как поступить с наибольшей выгодой для себя. К сожалению, в законопроекте отсутствует однозначный ответ на вопрос: "Распространяется ли налоговая льгота на автомобили зарубежных производителей, собранные на российских автозаводах". Такое отсутствие конкретики может повлечь массу судебных разбирательств.

Инициатива "поддержать отечественного производителя" похвальна, но распространяется она лишь на ряд случаев - в отношении транспортных средств, принятых на учёт организациями в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи между взаимозависимыми юридическими лицами. Не секрет, что автолюбители по-прежнему отдают предпочтение иностранным автомобилям как намного более качественным. Поэтому представляется, что освобождение от налога на имущество организаций в отношении отечественных транспортных средств существенно ситуацию не изменит.

Частично соглашусь с мнением Андрея Борисовича Степанова, но лишь применительно к первым двум его доводам: относительно ограничения действия п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении автомобилей, произведенных после 01.01.2013 и их принадлежности только юридическим лицам. Причем первый довод достаточно относителен. Учитывая, что данная мера направлена на обновление автопарка (а не на поддержание отечественного автопрома, как это ошибочно указано в комментируемой статье), а так же то, что норма вступает в действие с января 2017 года, вряд ли можно назвать в начале будущего года новым автомобиль, произведенный 4 года назад.

В части освобождения от налога только юридических лиц - можно лишь поддержать мнение Андрея Борисовича, особенно с учетом того, что во владении физических лиц транспортных средств имеется примерно в 10 раз больше, нежели зарегистрировано на лиц юридических.

К сожалению нельзя согласиться с мнением А. Б. Степанова по его последнему доводу, т. к. оно не основано на действующих нормах права. В п. 25 ст. 381 НК РФ речь идет не о принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, либо в результате передачи между взаимозависимыми юридическими лицами автомобилях, (это как раз и было исключением, отмененным вновь вводимым абзацем для транспортных средств). От налога будут освобождены любые транспортные средства, принятые с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, включая и вновь приобретенные по любым основаниям. Условие лишь одно - такое транспортное средство должно быть произведено не ранее 01.01.2013 года.

Обсуждение:
1 2