8 800 505-92-64

В Открытом правительстве не поддержали отмену «закона Яровой»

Автор публикации
Организация НИАН
Россия, г. Санкт-Петербург
1
просмотров: 201 | комментариев: 4

Открытое правительство отклонило петицию об отмене «закона Яровой». Эксперты пояснили, что закон не противоречит Конституции России, а также не требует «сверхзатрат» со стороны операторов связи. Согласно прогнозам Минкомсвязи РФ, на исполнение требований закона будет потрачено около 100 миллиардов рублей. Ранее ожидалось, что эта сумма может достигнуть пяти триллионов рублей.

Отмечается, что Госдуме рекомендовано рассмотреть ряд поправок, которые позволят уменьшить нагрузку на бизнес и избежать злоупотреблений при реализации закона. В основном поправки касаются уменьшения объема данных, которые необходимо хранить.

Подпишитесь на 9111.ru в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новостях»
Поделитесь этой статьёй:
Автор публикации
Организация НИАН
Россия, г. Санкт-Петербург
1
0

Во-первых, "открытое правительство" не является каким-либо государственным органом. По сути, даже если петиция и не была бы отклонена, то это не влечет за собой автоматическую отмену пакета законов.

Во-вторых, вопрос об этих законах уже давно поднимается и принципиальное решение по ним уже давно было принято на политическом уровне. Ни о какой отмене речи не шло, не было даже намеков со стороны органов государственной власти, президента, на возможность отмены.

В-третьих, убежден в том, что отмена интересна только операторам мобильной связи, поскольку из тех доходов, которые они получают, а доходы это не маленькие, им не интересно забирать часть денег на какие-то новые ненужные , по их мнению расходы.

Если же эти расходы будут пытаться переложить на плечи потребителей услуг, то государство должно это контролировать и такие попытки пресекать.

В-четвертых, с формальной точки зрения, нет никаких оснований для отмены. Закон действительно не противоречит Конституции, а скорее, наоборот, призван обеспечивать безопасность всех граждан, в том числе их конституционное право на охрану жизни.

Вопрос противоречия пакета законов Яровой Конституции РФ правомочен рассматривать только КС РФ. Однако нет Постановлений КС РФ, который содержали бы выводы о противоречии внесенных изменений Конституции РФ. К тому же поправки соответствуют целям ограничения прав, указанным в ч.3 ст. 55 Конституции РФ.

Операторы связи, если считают, что закон нарушает их права, вправе обратиться за защитой своих прав в суд, в т.ч. и КС РФ.

А использовать в проекте закона обоснование о противоречии Конституции РФ без наличия позиций КС РФ по этому вопросу, выглядит не убедительным. Стоит учесть и то, что Правительство РФ изначально поддерживало проект законов Яровой, дало положительный отзыв на Законопроект № 1039149-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Это могло стать одной из причин, почему экспертный совет при Правительстве РФ не рекомендовал петицию.

Но это не означает, что нормы права, принятые в рамках пакета Яровой не могут быть изменены. Это возможно, если при применении норм будут проблемы в их реализации, т.е. если практика, в т.ч. и судебная, покажет объективную необходимость изменений.

Поскольку Конституция имеет прямое действие, то все нарушения прав и свобод граждан при реализации так называемого "закона Яровой" должны пресекаться правоохранительными органами, в частности надзорным органом- Прокуратурой РФ. Это возможно как при осуществлении надзора самой Прокуратурой (за следствием, дознанием и судебными органами) так и при проверках по жалобам и заявлениям граждан.

Что касается так называемых убытков организаций связи при реализации закона, то , думаю, что для них исполнение этого закона дает бОльший стимул для развития технологий (оснащение идет за счет госсредств). Кроме того, не следует забывать, что все убытки, которые организация несет при осуществлении федерального закона, должны возмещаться за счет федерального бюджета, могут быть взысканы с него также в судебном порядке. Согласно ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (издание закона, установление ответственности), а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Несмотря на то, что петиция собрала более 100 тысяч голосов, она отклонена Открытым правительством. Даже если бы её и не отклонили, это мало бы повлияло на факт существования "закона Яровой" - его много, долго и активно обсуждали и, тем не менее, он принят и начинает реализовываться. Со временем операторы адаптируются в связи с необходимостью хранить сообщения пользователей и будут изыскивать необходимые на это средства.

Противоречит закон Конституции или нет, также не вправе решать ни инициаторы петиции, ни Открытое правительство - для этого есть Конституционный суд.

Что же касается рекомендованных поправок, то сначала нужно посмотреть, насколько эффективно работает "закон Яровой", и в случае необходимости регулировать и корректировать его работу - и не только с учётом интересов бизнеса, но и прав пользователей.