8 800 505-92-64

Писать законопроекты скоро будут роботы

Автор публикации
Организация НИАН
Россия, г. Санкт-Петербург
1
просмотров: 122 | комментариев: 7

Министерство экономического развития России учредило рабочую группу «умная экономика», члены которой обсудят способы улучшения работы с документами. Речь пойдет, в частности, о введении технологии машинного обучения в систему составления официальной документации, в том числе и законопроектов.

Целью работы группы «умная экономика» является digital-реформа правительства, которое сегодня производит документооборот на бумаге, что нередко сказывается на продвижении проектов. Предполагается, что помимо введения специальных программ, которые будут редактировать тексты документов, в дальнейшем будет внедрен софт, позволяющий их составлять. Имеется в виду создание простейших законопроектов, собранных по заданным алгоритмам. Реализация данной программы запланирована на начало следующего года.

«Мы будем только задавать периметры законопроектов, а вот уже их составлением будет заниматься специальный алгоритм. После этого с ними будут заниматься специалисты, подготавливая их окончательную редакцию», - уточнил директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Южаков.

Подпишитесь на 9111.ru в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новостях»
Поделитесь этой статьёй:
Автор публикации
Организация НИАН
Россия, г. Санкт-Петербург
1
0

Не понятно что авторы понимают под "простейшими законопроектами". И каким образом измеряется "простота". Количеством символов, слов, тематикой или как? Можно писать законопроекты, при помощи компьютерных программ, но никак не делать так, чтобы компьютерная программа сама создавала законы. Вмешательство человека в этот процесс неизбежно.

Возможно, что под "составлением законопроектов" авторы имеют ввиду некую техническую работу, которую будет выполнять программа. Т.е. проверка на ошибки, нумерация, форматирование и пр. В таком случае, это возможно. Подобные функции уже сейчас можно использовать в некоторых текстовых редакторах.

Вообще, у меня складывается некоторое впечатление, что авторы этой идеи изобретают велосипед, который был давно изобретен, при этом, просто называют свое изобретение другими словами. И описывают это изобретение таким образом, чтобы большинство читающих было максимально запутано и одновременно заинтриговано по поводу того что же предлагается сделать.

Использование программ для редактирования текста, выявления ошибок в нем, действительно могло бы помочь в подготовке законопроектов. И такие программы вероятно уже используются. Но представляется сомнительным, чтобы компьютерная программа могла бы и сама подготовить проект закона. Все же в написании проектов нет каких-то общих алгоритмов, т.к. нормативные акты регулируют разнородные правовые отношения. Поэтому исключение в подготовке проектов человека вряд ли возможно.

Также авторы не раскрывают, по каким критериям будет определяться простота законопроекта. В настоящее время такой критерий в законодательстве отсутствует, есть только степень регулирующего воздействия (Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

Также стоит надеяться, что эта инициатива не приведет в конечном итоге к заключению какого-либо гос.контракта на разработку программы и обеспечение ее работы за немалые бюджетные средства.

Если данная программа будет способствовать совершенствованию системы документооборота в Государственной Думе, то применение ее даже необходимо, чтоб упрощался и ускорялся сам законотворческий процесс.

Однако составление законопроекта, наверное, не является главным в данном процессе. При принятии законопроектов они должны обсуждаться и приниматься. А для этого нужен не искусственный, а "живой" интеллект. Законопроекты могут проходить общественное обсуждение, публиковаться в средствах массовой информации.

Очень важен сам язык закона, юридическая формулировка нормы права. насколько он доступен к пониманию гражданами., и не только. Двусмысленные формулировки должны быть исключены из нормы, поскольку позволяет толковать закон на усмотрение тех, кто применяет норму права по долгу своей службы. Могут пострадать прежде всего права граждан и юридических лиц.. .

Именно поэтому - написание закона нельзя поручать машинам-роботом, то есть искусственному, холодному интеллекту.

Весьма сомнительно, что по заданным параметрам машины смогут создавать "простейшие законопроекты", ведь для этого в программу необходимо будет загружать всю базу федерального (а, может быть, и регионального) законодательства, поскольку нужно будет следить за тем, чтобы созданные программой законопроекты не противоречили уже имеющимся. На мой взгляд, это нереально. Без "человеческого фактора" в данном случае не обойтись. Может быть, когда-нибудь это произойдёт, но лишь тогда, когда законы сами по себе значительно упростятся, или законодателям будет лень думать или что-то произойдёт с их мозгом, который будет занят более важными задачами, занимаясь "умной экономикой" - вероятно, как отнять и поделить.

А редактирование - это, безусловно, вещь необходимая, поскольку Ворд не всегда находит абсолютно все ошибки в тексте. А проблема в том, где ставить запятую во фразе "Казнить нельзя помиловать" - всегда будет актуальной. Хотя и здесь даже для программы не может быть однозначного решения.

Человеческая некомпетентность, лень или недооценка всей серьёзности той или иной ситуации при выполнении им своих должностных обязанностей, явление достаточно распространённое, но в силу специфики выполняемых функций подобное попустительство может быть безвредным для окружающих или иметь социально-значимые негативные последствия.

Являясь должностным лицом, врач может совершить преступление в тех случаях, когда принятое им решение в состоянии отрицательно повлиять на здоровье больного или вызвать летальный исход. Исходя из этого, состав преступления характеризуется сочетанием следующих фактов:

Объективность, выражающаяся в наличии должностной обязанности, которая не была исполнена врачом по причине лени, безалаберности или недооценки серьезности ситуации и это привело к разрушительным последствиям. Причинно-следственная связь должна быть очевидной и формализованной, так как наличие фактора неопределенности при лечении освобождает медперсонал от ответственности, потому что они не могли знать о наступлении негативных последствий и шли на оправданный медицинский риск.

Пациент имеет право требовать защиты вне зависимости от того, состоял ли он в договорных отношениях с медицинской организации или нет (ГК РФ и Закон о защите прав потребителей).

Это абсолютно закономерно. Сначала они будут разрабатывать законопроекты, потом их принимать и вносить поправки, а потом и исполнять. За кратчайший период времени человек лишится всех конституционных прав, а роботы получат неприкосновенность и безграничную власть.

"Процесс пошел", убрать юристов из банков и других организаций, где "роботы" могут составлять "простые" договоры, это были "цветочки". Теперь предполагается, что помимо введения специальных программ, которые будут редактировать тексты документов и позволяющие их составлять, имеется в виду создание "простейших" законопроектов, собранных по заданным алгоритмам.

Но вызывает большое сомнение, чтобы компьютерная программа могла бы сама подготовить проект закона. В написании любого проекта нет каких-то общих алгоритмов, т.к. нормативные акты регулируют разнородные правовые отношения, и исключение в подготовке проектов человека вряд ли возможно, поэтому видимо и предполагается на финальной стадии подготовки законопроекта участие специалистов.