Как бесплатно оценить финансовую устойчивость контрагента?

просмотров: 4 205 | комментариев: 44

Во времена экономической нестабильности трудно переоценить возможность выяснить подробности финансового положения своего партнера, контрагента.

Многие интернет-ресурсы и печатные издания очень основательно, с правовым обоснованием и исследованием судебной практики, подходят к этому вопросу. Конечно, юристу и бухгалтеру необходимо глубоко разбираться в вопросе, но как быть, если Вы –  руководитель небольшой организации или заняты как индивидуальный предприниматель, и просто не имеете финансовых и временных ресурсов для масштабной преддоговорной проверки контрагента? Как в таком случае избежать проблем в виде «получения неосновательной налоговой выгоды» и дальнейших последствий в виде доначисления налогов, пеней, штрафов?


Как просто проверить надежность контрагента?

  1. Нужно запросить у контрагента копии свидетельств о регистрации и о постановке на учет в качестве налогоплательщика, копию Устава.
  2. Попытаться выяснить, когда, по какому адресу, с каким уставным капиталом зарегистрирован контрагент. На сайте nalog.ru есть возможность запросить выписку из ЕГРЮЛ, найти адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, т.е. установить, находится ли контрагент по «адресу массовой регистрации» организаций.
  3. Ресурс nalog.ru позволяет отследить, какие изменения в отношении контрагента вносились в ЕГРЮЛ, учредительные документы.
  4. Ввиду предстоящих расчетов, обязательно нужно узнать, не принято ли решение об исключении контрагента из ЕГРЮЛ как недействующего, имеются ли у контрагента просроченные обязательства по уплате налогов или предоставлению отчетности. 
  5. Будет правильно попросить годовую бухгалтерскую отчетность: баланс и отчет о финансовых результатах. 
  6. Если в отношении контрагента имеются действующие исполнительные производства, узнать об этом можно на сайте ФССП.


Осмотрительность и минимизация рисков при выборе контрагента

Разумеется, не вся информация, предоставленная ресурсом nalog.ru, должна вас насторожить. Анализ позволит проявить «должную осмотрительность при выборе контрагента», о которой так много сейчас говорят, но определение которой не закреплено в Гражданском или Налоговом кодексе.

Как следует из практики, критерием определения должной осмотрительности служит установление комплекса мер по минимизации рисков для бизнеса. Потому всю найденную информацию лучше фиксировать в каком-либо виде (скриншоты, электронные письма, коммерческие предложения) на случай, если придется подтверждать принятые меры. 

В заключение нужно отметить, что проверять состоятельность будущего контрагента можно всеми не запрещенными законом способами, общедоступными ресурсами и т.д., однако ничто не заменит личного контакта с будущим партнером. Уже из одного разговора часто становится понятно, с кем вы имеете дело: случайным директором фирмы-однодневки или добросовестным и грамотным предпринимателем, сотрудничество с которым будет плодотворным и прибыльным. 

Подпишитесь на 9111.ru в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новостях»
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями в соцсети!

Автор публикации: юрист

Павлинова Лия Игоревна
Павлинова Лия Игоревна

Юрист по корпоративным спорам, судебный представитель

advokaty.22@yandex.ru

+7 (905) 084-57-47

+80 / -4
Ваше мнение...