Могут ли педагога без образования уволить с работы?
Краткое содержание :
Наши советские школьные годы уже стали для кого-то полузабытой историей, но одного учителя до сих пор вспоминают одноклассники с особой теплотой.
Любимый учитель — это большое везение
Физика Ярославича не просто уважали. Народ к нему толпою шёл на каждый урок. Подростки боялись пропустить даже одно его выступление. А это действительно были настоящие шоу. Каждая тема по физическим явлениям преподносилась настолько понятным языком и с таким воодушевлением, что даже заядлые двоечники, и те прозревали.
Но яркое школьное счастье длилось недолго. Всего два года, с шестого по седьмой класс, мы знали физику. Потом пришла в школу новая директорша и, как это обычно случается, начала наводить свои порядки. Проверила личные дела всего педагогического состава и выяснила, что у предметника Ярославича нет высшего образования. Скоро на его место пришла другая учительница, и наши знания физики в основной своей массе застопорились на том уровне, который был сформирован школьной звездой.
Образование или призвание: в поиске золотой середины
Так вот к чему все это. Оказывается спустя 30 лет вопрос снова стал актуальным для Минпросвещения РФ. С подачи образовательного ведомства законопроект с изменениями в статьи 46 и 108 Федерального закона об образовании уже принят депутатами Госдумы в первом чтении (документ № 701078-7 Подробнее ➤).
С принятием закона появится запрет увольнять специалистов, которые уже работают с детьми, но при этом не имеют специального педагогического образования, только на том основании, что у них нет соответствующего диплома.
Поводом для такой инициативы послужил вывод Конституционного суда РФ (Постановление КС РФ от 14 ноября 2018 г. № 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в РФ" в связи с ж»).
В середине ноября 2018 года суд встал на защиту воспитательницы детского сада, которая до увольнения занимала эту должность 11 лет.
Суд разъяснил, что требование о наличии среднего или высшего педагогического образования, которое содержится в статье 46 Закона об образовании, является обязательным только при принятии решения о приёме на работу человека. Если же он уже трудится и успешно справляется с возложенными на него обязанностями, то увольнение по указанному основанию нарушает его конституционное право на труд.
У женщины было незаконченное высшее педагогическое образование. На момент приёма на работу работодатель знал об этом, поэтому со стороны воспитателя никакого обмана или подлога не случилось.
На этот раз Минпросвещения РФ не стало дожидаться законодательного оформления собственной инициативы. Уже сейчас детские образовательные учреждения руководствуются разъяснениями ведомства, согласованными с Минтрудом России, по вопросу применения упрощенных требова. По причине нехватки кадров теперь работать педагогами могут граждане с незаконченным профильным образованием. Кроме этого, специализация по программе подготовки «Образование и педагогические науки» не является обязательным условием при приёме на должность учителя.
В итоге
Вероятно, пример Ярославича заставит поверить, что дело вовсе не в нужном образовании, а в таланте человека, его призвании. Одаренный педагог не получил должной юридической защиты. Кто-то из его бывших учеников впоследствии не обрёл полных знаний, и жизнь сложилась совсем по-другому.
Но только будет ли лучше теперь, когда ограничения фактически сняты, и в классы придут вчерашние школьники без диплома. Может быть, есть где-то золотая середина между двумя крайностями?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты