Вы разбили бутылку в магазине до оплаты на кассе – что делать?
Краткое содержание :
Что делать, если вы или ваши дети разбили в магазине товар до его оплаты на кассе?
Начнем сначала
В последнее время в социальных сетях и у различных блогеров появляется масса статей с подобными заголовками, из которых следует, что если вы разбили бутылку до оплаты на кассе, то магазин чуть ли не извиниться перед вами обязан.
Для того чтобы понять, в чем заключается ошибка, нам нужно обратиться к понятию вины. Вина — это одно из основополагающих понятий в гражданском праве. Про вину написаны сотни монографий, научных статей, но для того чтобы уяснить смысл этого термина на обывательском уровне, как ни удивительно, проще всего обратиться к уголовному кодексу.
Уголовное право гласит, что вина — это психическое отношение лица к совершенному им деянию. Вина может проявляться форме умысла (когда лицо желает наступления негативных последствий своих действий) и форме неосторожности (когда лицо наступления таких негативных последствий не желает).
Неосторожность в свою очередь проявляется как легкомыслие или как небрежность. В случае легкомыслия лицо предполагает, что могут наступить негативные последствия, однако самонадеянно, без должных к тому оснований полагает, что оно сможет их избежать.
В случае небрежности лицо не предполагает, что наступят негативные последствия, однако при должной степени внимательности и осмотрительности оно могло и должно было это предположить.
Допустим, вы взяли банку корнишонов с полки, а соседние огурцы затрепетали и обрушились. Скорее всего, налицо в ваших действиях легкомыслие. Вы видели, что банки стоят неустойчиво, могли пригласить продавца, однако самонадеянно решили, что справитесь сами. Налицо вина в форме неосторожности.
Вторая ситуация: вы поскользнулись на влажном полу и вынесли стеллаж с шампанским. Скорее всего, в данном случае проявляется небрежность. Вы заранее шли к стеллажу, не увидели табличку о том, что пол мокрый, потому что, например, смотрели в телефон, хотя могли ее увидеть и избежать причинения вреда.
Помимо умысла существует и иная форма вины — неосторожность, и с точки зрения гражданского права форма вины не имеет никакого значения: как в случае умысла, так и в случае неосторожности причинитель вреда обязан возместить ущерб в полном объеме.
Как следует из статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, бремя доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда, то есть не магазин должен доказать, что у потребителя имелась вина в причинении вреда, а именно потребитель должен доказать, что такой вины не было. И, поверьте, сделать это в суде не так просто.
Говоря простым языком, риск случайной гибели вещи лежит на её собственнике, и это указано в статье 459 Гражданского кодекса РФ. Вот только важно разобраться, что понимается под случайностью. В обывательском смысле под случайностью мы зачастую понимаем неосторожное причинение вреда. Например: «Дорогой, я случайно разбила твою машину».
Юристы же под случайностью понимают причинение вреда вообще без вины, в том числе неосторожной. Например, произошло землетрясение, и со стеллажа попадали бутылки. Вот риск именно такого уничтожения без вины, то есть случайного, и несет собственник вещи. Если же покупатель шел мимо стеллажа и неосторожно задел бутылку, которая разбилась, ни о какой случайности речи не идет: речь идет о неосторожности.
Выводы
«Пройти мимо и ничего не задеть было трудно физически». Тут налицо вина в форме легкомыслия: покупатель видел, что бутылки стоят неустойчиво, и, несмотря на это, пошел в ту сторону, наивно предполагая, что он сможет избежать негативных последствий. Виновен!
Да, действительно, скорее всего, конфликт будет улажен еще в магазине. Но нужно понимать, что произойдет это не потому, что потребитель прав, а продавец не прав, а потому, что магазину всегда выгоднее остаться в хороших отношениях с лояльным покупателем, который будет регулярно посещать этот магазин и тратить свои денежки.
Если же продавец все-таки захочет обратиться в суд, то нужно понимать, что такое дело, скорее всего, он выиграет, особенно если потребитель будет пользоваться не совсем адекватными советами.