ВККС. Привлечение к ответственности судей по вопросам, с вязанным с возможным проявлением коррупции
Независимая, беспристрастная и информированная судебная система занимает центральное место в процессе формирования справедливого и подотчетного правительства. Для того, чтобы судебная власть могла осуществлять свою конституционную роль, она должна быть независима.
Одна, если анализировать претензии общества к судебной системе, то коррупцию можно назвать он из основных обвинений в адрес судебной власти. Российские судьи в большей степени ориентируются на интересы тех, кто обеспечивает высокий уровень благосостояния, а не на закон. Вопросы, связанные с проявлением коррупции в судебной системе, разрешает Квалификационная Коллегия Судей (ККС).
Высшая Квалификационная Коллегия Судей (ВККС) выпустила пособие по рекомендациям по применению ККС норм антикоррупционного законодательства. Пособие включает в себя три раздела: "Правовые основы и направления деятельности ККС в сфере противодействия коррупции", "Реализация норм законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений претендентов на должности судей и руководителей судов" и "Применение дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции".
В приложениях к рекомендациям ВККС перечисляет основные требования (ограничения, запреты), предъявляемые к судьям для предупреждения с их стороны коррупционных правонарушений, а также разъясняет, как судья должен действовать в тех или иных ситуациях. Требования к служителям судьбой системы и их обязанности по противодействию коррупции поделены на девять пунктов: 1. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 2. Представление сведений о расходах; 3. Открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владение и (или) пользование иностранными фининструментами; 4. Урегулирование конфликта интересов; 5. Уведомление о внепроцессуальных обращениях; 6. Получение подарков, услуг, наград и иных благ; 7. Выполнение иной работы; 8. Родственные связи; 9. Использование информации и госимущества.
Кроме того, ВККС приводит конкретные случаи несоблюдения судьями антикоррупционного законодательства, ставшие основанием для наложения на них дисциплинарного взыскания в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий.
Практику наложения дисциплинарного взыскания в виде замечания ВККС приводит на нескольких примерах. Так, председатель суда получил замечание из-за того, что в аппарате суда работали его родной брат с женой. Другой служащий использовал свой статус и служебный бланк при обращении в госорган для получения персональных данных, необходимых его брату для составления иска.
Поводом для вынесения предупреждения одной из судей стало то, что она приняла к своему производству исковое заявление от своего супруга, возбудила гражданское дело, провела подготовку к разбирательству и назначила судебное заседание. Впоследствии это дело передали другому судье.
ВККС также приводит ряд примеров, когда коррупционные правонарушения становились основанием для досрочного прекращения полномочий судьи. Так, один из судей председательствующий по уголовному делу, неоднократно общался с подсудимым по телефону и встречался с ним, в том числе у себя дома. При этом характер их разговоров и встреч свидетельствовал о том, что они состояли в дружеских отношениях, отмечает ВККС. Коллегия также учла, что оправдательный приговор, вынесенный судьей, в дальнейшем отменили, а дело направили на пересмотр.