Минфин предложил упростить получение социальных вычетов у работодателей и ввести штраф для банков
Ведомство планирует изменить порядок получения физлицами некоторых вычетов по НДФЛ. Проект, который выставили на общественное обсуждение, затрагивает:
социальные вычеты на обучение и лечение;
имущественные вычеты на покупку или строительство жилья и по процентам по целевым займам и кредитам;
инвестиционные вычеты.
Большинство новшеств касается действий физлиц и их взаимоотношений с инспекцией. Так, вычеты можно будет получить, просто подав заявление через личный кабинет. Сведения о доходах у инспекции будут от работодателей, а о расходах –– из чеков, например (п. 4 ст. 2 проекта).
Ряд поправок повлияет на работу налоговых агентов и банков. Среди таких изменений можно выделить следующие.
Во-первых, подтверждение социального вычета на обучение или лечение работодатель будет получать не от налогоплательщика, а от инспекции (пп. "б" п. 1 ст. 2 проекта).
Во-вторых, появится новый состав налогового правонарушения, который в основном можно будет применять к банкам и другим финансовым организациям — налоговым агентам (п. 4 ст. 1 проекта). Штраф будет предусмотрен за представление недостоверных сведений:
об открытии и ведении индивидуального инвестиционного счета;
суммах, которые гражданин внес на такой счет за год;
расходах на покупку жилья или земли под жилье;
целевых займах и кредитах на приобретение этого имущества;
процентах по таким кредитам.
Санкцию предлагают установить в размере суммы НДФЛ, излишне возвращенного физлицу. Штрафа не будет, если налоговый агент или банк сам исправит сведения до момента, когда узнает, что инспекция обнаружила недостоверную информацию.
Документ:
Проект федерального закона
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации (в части введения упрощенной процедуры
получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц)
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28,
ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2003, № 22, ст. 2066; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, №
27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1,
ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 29,
ст. 3632; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247;
2011, № 1, ст.16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; №
48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; 2013, № 26,
ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 40, ст. 5037; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157,
6158; № 48, ст. 6657, 6663; 2015, № 10, ст. 1419; № 18, ст. 2616, № 24, ст. 3377;
2016, № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2506, 2510; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст.
6844; 2017, № 47, ст. 6849; № 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315; 2018, № 9, ст. 1291;
№ 31, ст. 4821; № 32, ст. 5095; 2019, № 22, ст. 2667; № 39, ст. 5375; 2020 № 13,
ст. 1857) следующие изменения:
1) в статье 88:
а) в абзаце первом пункта 1 после слов «налоговых деклараций (расчетов)»
дополнить словами «, а также заявления о получении налоговых вычетов в
упрощенном порядке, представленного в соответствии с пунктом 2 статьи 2211
части второй настоящего Кодекса,»;
б) пункт второй дополнить абзацами следующего содержания:
«Камеральная налоговая проверка на основе заявления о получении
налоговых вычетов в упрощенном порядке, представленного в налоговый орган
в соответствии с пунктом 2 статьи 2211 части второй настоящего Кодекса, а
также других сведений о деятельности налогоплательщика, имеющихся у
налогового органа, проводится в течение 30 календарных дней с даты
2
регистрации такого заявления, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки заявления о
получении налоговых вычетов в упрощенном порядке, налоговым органом
установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства
о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой
проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех
месяцев с даты регистрации заявления о получении налоговых вычетов в
упрощенном порядке.»;
2) пункт 1 статьи 102 дополнить пунктом 15 следующего содержания:
«15) об использовании (не использовании) налогоплательщиком –
физическим лицом права на получение налогового вычета, предусмотренного
подпунктом 2 пункта 1 статьи 2191 части второй настоящего Кодекса, в течение
срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, а
также иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот
индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 91
статьи 2261 части второй настоящего Кодекса, а также о наличии (отсутствии) у
налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение
индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение
индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения
договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном
инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет,
открытый тому же физическому лицу, предоставляемых налоговыми органами
банкам или налоговым агентам в целях предоставления инвестиционного
налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 части
второй настоящего Кодекса, по формату и в соответствии с правилами обмена
информацией, размещенными федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на
официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет».»;
3) абзац первый пункта 1 статьи 1261 изложить в следующей редакции:
«1. Если иное не предусмотрено статьей 1262 настоящего Кодекса,
представление налоговым агентом налоговому органу документов,
предусмотренных настоящим Кодексом, содержащих недостоверные сведения,»;
4) дополнить статьей 1262
следующего содержания:
«Статья 1262
. Предоставление налоговому органу недостоверной
информации в рамках процедуры получения налоговых вычетов в порядке,
установленном статьей 2211 части второй настоящего Кодекса.
1. Предоставление налоговым агентом или банком налоговому органу
недостоверных сведений: о фактах открытия и ведения индивидуального
инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств,
внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный
счет за соответствующий налоговый период; о фактах и суммах произведенных
налогоплательщиком расходов на приобретение одного или нескольких объектов
3
имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 части второй
настоящего Кодекса; о фактах предоставления налогоплательщику и сумме
целевого займа (кредита) для целей приобретения такого имущества, а также о
фактах несения и суммах расходов налогоплательщика на погашение процентов
по таким договорам займа (кредита), в рамках процедуры получения
налогоплательщиком инвестиционных и имущественных налоговых вычетов в
порядке, установленном статьей 2211 части второй настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере суммы излишне уплаченного налога,
возвращенного налоговым органом налогоплательщику – физическому лицу в
связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на
основании представленных налоговым агентом или банков недостоверных
сведений.
2. Налоговый агент или банк освобождается от ответственности,
предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если им самостоятельно
выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные сведения до
момента, когда налоговый агент или банк узнал об обнаружении налоговым
органом факта предоставления налоговым агентом или банком недостоверных
сведений.» (полный текст размещен в официальных источниках).
Полезная статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты