Власти готовились к дистанционке заранее? В 2019 году на сферу IT истратили в 12 раз больше обычного
Краткое содержание :
В 2019 году в расходах на информационные технологии некоторых министерств и ведомств произошло значительное увеличение бюджета. Особенно отличились Минпросвещение и Минобрнауки, траты которых на сферу IT в 2019 году увеличились почти в 12 раз.
Наши чиновники заранее готовились к ковидным ограничениям и дистанционке, когда мы с вами еще даже не слышали о существовании никакого вируса? А может, дело совсем в другом, и наших детей готовят к переводу на постоянную дистанционку? Обо всем этом поговорим в моей новой публикации.
Траты на IT-технологии в 2019 году значительно увеличились
Счетная палата опубликовала очень любопытную экспертную записку под названием «ИТ-бюджеты федеральных органов власти: знание явное и скрытое» (Подробнее ➤). Само название документа уже является довольно интригующим.
В записке говорится, что некоторые наши министерства и ведомства увеличили траты на IT-технологии в 2019 году. Особенно отличились Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
«Наличие многолетнего временного ряда по ИТ-бюджетам в разрезе отдельных ведомств позволяет выявить аномалии в профиле ИТ-расходов ведомств, что, в свою очередь, может послужить стимулом для специальных исследований. Так, прежнее Минобрнауки, существовавшее до 2018 года, в среднем в 2014–2018 годах тратило на ИТ ежегодно порядка 120–140 млн рублей. А ИТ-бюджеты образованных на его базе двух новых министерств – Минпросвещения и нового Минобрнауки, унаследовавших и разделивших между собой ИТ-инфраструктуру предшественника, составили в 2019 году более 1,1 млрд и более 550 млн соответственно (с учетом субсидий через «подведы»), то есть суммарно примерно в 11–12 раз больше, чем у старого министерства. На что ушли эти суммы?», – говорится в заключении Счётной палаты.
Если бы эти расходы были увеличены в 2020 году, когда мы имели дело с ограничениями и введением дистанционного обучения, то было бы не удивительно. Но тратили деньги не в этом, а в прошлом году. В связи с этим возникает вопрос – власти что-то знали о предстоящей пандемии и поэтому готовились заранее?
На что тратились деньги?
Мария Иваткина, ведущая авторской программы «Индекс Иваткиной» на канале «Царьград», провела собственное расследование и выяснила, куда конкретно были потрачены такие огромные деньги.
В основном, ИТ-бюджеты Минпросвещения и Минобрнауки были потрачены на организацию различных открытых уроков и конференций, оснащение учебных заведений ноутбуками, планшетами, покупку подписки на Microsoft Office, антивирусные программы и так далее.
Но, кроме этого, довольно значительные суммы в 2019 году пошли на организацию занятий в режиме онлайн, то есть на подготовку к дистанционному обучению. И таких тендеров десятки.
В частности, Мария Иваткина указывает на тендер № 41931941 стоимостью 142 миллиона рублей, размещённый "Министерством образования Московской области" 11 ноября 2019 года (Подробнее ➤).
Предмет тендера описывается так: «Выполнение в 2019–2021 гг. работ по созданию специального программного обеспечения государственной информационной системы «Единая информационная система индивидуальных и групповых занятий в режиме онлайн с преподавателями в урочной и внеурочной деятельности, а также проектной деятельности в Московской области».
В техническом задании к тендеру мы можем увидеть информацию о том, как должно быть организовано дистанционное обучение:
"1) Модуль должен обеспечивать обучающемуся дистанционного урока, занятия возможность дистанционного участия в нём.
2) Модуль должен обеспечивать возможность обучающемуся видеть контент, подготовленный к онлайн-событию.
3) Модуль должен обеспечивать возможность обучающемуся выполнять задания, назначенные ему преподавателем во время онлайн-события в режиме реального времени, и после завершения онлайн-события".
Есть ещё один любопытный госконтракт на сумму 5,5 миллиона рублей, размещённый "Министерством науки и высшего образования" 10 июля 2019 года. Заявка звучит так: "Поставка терминалов видеоконференцсвязи» (Подробнее ➤ ).
В техзадании к тендеру подробно описываются комплекты оборудования для оснащения переговорных комнат и кабинетов руководителей средствами отображения медиаконтента и видеоконференцсвязи для удалённого ведения совещаний и конференций с возможностью записи видеоконференций на внутренний носитель, поворотными и управляемыми видеокамерами и пультом управления, который позволяет осуществлять и принимать видеовызовы.
«Складывается ощущение, что наши чиновники готовились к пандемии и сопутствующим прелестям в виде удалёнки и дистанционки. Или пандемия коронавируса только подыграла и ускорила цифровизацию отечественного образования?», – задает вопрос Мария Иваткина.
Размышления автора
То, что траты министерств, отвечающих за образование в России, выросли в 2019 году в разы, конечно, очень интересный факт. Возможно, наши власти заранее знали, что будет пандемия и ограничения и тщательно готовились к этому. Но, возможно, тут дело в другом.
Как мы видим все последние годы, наше государство стремится снять с себя балласты в виде расходов на социальную сферу. За примерами далеко ходить не надо, все мы помним оптимизацию медицины, экономию бюджета на повышении пенсионного возраста и множество других примеров. А ведь очное обучение - это тоже огромные затраты. И может, интерес чиновников к дистанционному обучению не бескорыстен? Ведь при дистанционке затраты значительно сократятся. Не нужно будет платить за обслуживание зданий школ и высших заведений, не нужно будет платить зарплату многочисленному персоналу, можно будет сократить штат учителей и сэкономить на множетстве других расходов.
И я совсем не удивлюсь, если главным проводником идеи постоянного удалённого обучения является Министерство финансов, которое призвано у нас бороться с бюджетным дефицитом. Кроме того, перевести на дистанционку всех учеников очень мечтает руководитель Сбербанка Герман Греф. И судя по тому, с каким рвением он захватывает в нашей стране все сферы жизни, изменить систему образования и перевести всех на дистанционку ему не составит труда. Уже сейчас школьной цифровой платформой Сбербанка охвачено более 2000 школ в 23 регионах России.
И возможно, в ближайшем будущем нас ожидает разделение школ на два типа. Очные школы с живыми преподавателями будут платными, то есть частными, а все, кто не может платить, переведут на дистанционку. Это, конечно, только мое личное предположение, но, как говориться, чем черт не шутит.
А что думаете вы, мои дорогие читатели? Мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации. С нетерпением жду ваших комментариев.
Так же прошу оставить свою оценку. Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк. Любая оценка для меня важна!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты