Перерасчёт за некачественные коммунальные услуги
Краткое содержание :
Здравствуйте, уважаемые сударыни и судари!
Сегодняшняя публикация посвящена поправкам в Жилищный кодекс РФ по поводу компенсации за некачественную коммунальную услугу.
В России больше не будут штрафовать коммунальщиков за некачественные услуги. Штрафы были введены в 2016 году, и взимались они в пользу потребителей. Теперь эта норма отменена.
Правительство и Государственная дума РФ наконец-то озаботились тем, кто будет нести ответственность за некачественные коммунальные услуги.
С 7 ноября 2020 года вступили в действие новые правила, определяющие порядок перерасчёта за холодные батареи, отсутствие электричества и ржавую воду. Теперь эти действия лягут на плечи ресурсоснабжающих организаций (РСО). Но есть и некоторые нюансы.
Данный документ регулирует трёхсторонние отношения между РСО, управляющими организациями (УК) и потребителями услуг. Имеются в виду те случаи, когда услуги оказываются с нарушениями качества или с перерывами, превышающими нормативно допустимые нормы. Теперь финансовые отношения между организациями будет осуществляться на двусторонней основе, потребитель же будет получать перерасчёт.
За предоставление некачественных коммунальных услуг ответственность несет их исполнитель. И тут всё зависит от того, с кем заключён договор: с РСО или управляющими организациями. Если дом перешёл на прямые платежи, компенсацию должны выплачивать РСО.
Если же на качество предоставляемой услуги влияют недоработки управляющих организаций, например инженерная система дома плохо подготовлена к зиме, не проведена опрессовка и промывка систем отопления и в квартирах недостаточно тепло, РСО может потерянные средства взыскать с управляющих организаций.
Если же договор заключён с УК, то перерасчёт – её забота, при этом имея возможность компенсировать затраты за счёт РСО. Потребителя эти изменения никоим образом не затронут, порядок оформления претензий остался прежним.
Куда бежать
Юристы «Народного контроля в ЖКХ» подготовили для жителей многоквартирных домов руководство, как составить акт о нарушении качества коммунальной услуги, по которой в дальнейшем производится перерасчёт.
1. Как только обнаруживаете факт нарушения качества холодной, горячей воды, электроснабжения, водоотведения, отопления или же полное отсутствие этих услуг – уведомляете об этом диспетчера аварийной службы УК. Сделать это можно по телефону, письменно или нанеся визит в аварийно-диспетчерскую службу.
Ищем причины
Дальнейшие действия зависят от того, известны ли аварийке причины нарушения. Если они известны, то диспетчер должен уведомить об этом обратившегося потребителя и поставить отметку в журнале регистрации сообщений. В этом случае составление акта становится необязательным, перерасчёт будет произведен на основании записей в журналах аварийно-диспетчерской службы.
Если у диспетчера нет информации о том, почему услуга оказывается некачественно или вовсе отсутствует, аварийка обязана организовать и провести вместе с РСО проверку фактов и составить акт.
Жилищное законодательство определяет, что проверка должна быть назначена не позднее двух часов с момента получения сообщения или в другое удобное потребителю время. Исключение составляют чрезвычайные ситуации, для выезда на них не требуется согласования время с потребителем – достаточно уведомить любым доступным образом.
Акт проверки составляют в нескольких экземплярах, по количеству заинтересованных лиц, участвующих в контрольных мероприятиях. Один экземпляр передают потребителю, со всеми отметками и подписями участвующих лиц.
После того как факт нарушения качества коммунальных услуг обнаружен, исполнитель обязан в течение суток проинформировать потребителей о том, что стало причиной возникших проблем и сколько времени нужно на их устранение.
Зачастую бывают такие ситуации, когда невозможно дозвониться до диспетчера или долго не едет аварийка, тогда жители имеют право сами составить акт, подписанный двумя и более потребителями и председателем совета дома. В таком акте обязательно указывают причину, по которой акт составлен без участия УК и РСО.
После устранения причины, по которой было нарушено качество коммунальной услуги, исполнитель должен убедиться, что проблема исчерпана, и составить ещё один акт.
На основании актов управляющих организаций или РСО делают перерасчёт и включает его в квитанцию за период, в котором было нарушение.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06. 2017 № 22, факт нарушения качества коммунальной услуги подтверждается не только актом, но и любыми другими способами доказывания. Это и свидетельские показания, и заключение эксперта, и даже аудио-и видеозаписи. Если конструктивный диалог с аварийно-диспетчерской службой перерастает в конфликт, то рекомендуется воспользоваться диктофоном.
На заметку
По закону любой житель, получающий некачественную коммунальную услугу, вправе инициировать проведение экспертизы по проверке их качества. Исполнитель обязан организовать отбор образцов для экспертизы и провести оплату. Если при проведении экспертизы выяснится, что услуга (например, холодная или горячая вода) была надлежащего качества, то расходы будет компенсировать потребитель, ставший инициатором проведения экспертизы.
В вопросе качества услуг принципиально важны границы коммунальных сетей. За внутридомовые сети отвечают УК, за инженерные сети, находящиеся за пределами МКД, – РСО.
Нормативный акт
Качество коммунальных услуг регулирует постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Документ устанавливает допустимую продолжительность перерыва подачи ресурсов:
- допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд (исключение – перерыв в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ);
- допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение месяца, 4 часа единовременно при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения;
- допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение месяца, не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 С; не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 до +12 С; не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от + 8 до +10 С;
- допустимая продолжительность перерыва подачи электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых, взаимно резервирующих источников питания, 24 часа – при наличии одного источника питания.
Благодарю за внимание, ваша Геннадьевна