Учите детей, пока они поперёк лавки спят
Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Народная мудрость гласит: "учите детей, пока они поперёк лавки спят". Лавки в наше время только в парках и скверах да школьных спортзалах. Потому может быть не всем ясно, что подразумевалась авторами необходимость воспитания детей начиная с самого раннего возраста — "пока поперёк лавки помещаются".
Относительно недавно некоторую часть родителей поразила мода на традиционное японское воспитание, как оно описано в журналистских очерках и репортажах. Вкратце суть такова. Лет этак до 6-7 японские родители своим детям всё разрешают, не отказываясь им ни в чём. А потом из них каким-то чудом в японских школах выучивают дисциплинированных, трудолюбивых, вежливых, аккуратных людей, ценящих прекрасное. Очень поверхностный взгляд, навеянный успехами Японии в 1960 - 1980-е годы в электронике, химии и автомобилестроении. По истории Японии в российских школах почти ничего не проходят, в вузах проходят, но совсем немного. Дело в том, что на протяжении многих столетий японское общество так устроено, что в нём для индивидуальной человеческой свободы нет места даже после смерти. Единственное время, когда японец мог быть свободным — это первые годы жизни. А дальше его плотно берёт в оборот сеть общественных институтов, в которых незыблемо действует правило, которое древние римляне обозначали как забивать гвозди — это чтобы ни один из гвоздей не высовывался. И так для японца на всю жизнь.
Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
В нашей же реальности по сравнению с восточноазиатским миром свободы хоть отбавляй, хотя и принято постоянно жаловаться на её отсутствие. У наших людей болезненное отношение к любому ограничению свободы. Потому единственное время, когда возможно привить ребёнку основные человеческие качества, — это первые годы жизни. В первые годы жизни человек получает самые основные знания и умения, остальное ложится уже на подготовленную почву. Если этой почвы нет, то и ожидать благодатных плодов довольно странно.
Ещё один модный тезис в связи с этим — все дети рождаются гениями, а воспитание делает их посредственностями. То есть воспитание понимается как насильственное привитие послушания в следовании нормам. А по мнению таких "педагогов" правила и табу мешают маленьким гениям быть творцами. Только творцами чего? И в чём гениями? И как может человек без привитого ему понимания дисциплины создавать что-то позитивное? Результатом такого "воспитания" будет не гений и творец, а самодур.
Вопреки позиции секулярной атеистической публики, которая преобладает в обществе благодаря советскому наследию, человек возникает сразу как человек, а не проходит внутриутробную эволюцию от червячка к человеку, несмотря на иллюстрации к советскому учебнику по биологии. И после рождения не происходит никакой эволюции от обезьянки к человеку. У маленького человека те же принципы логического мышления, что и у взрослого. Информированности меньше, опыта меньше, а принципы логического мышления те же. То есть маленький человек мыслит теми же логическими механизмами, что и взрослый, но делает ошибки как из-за недостатка знаний, опыта, умений и навыков. Оставить это без внимания, отложить до "вырастет и всё станет понимать сам", значит закрепить эту ошибку. Может быть даже на всю жизнь.
В православной традиции человек начинает исповедываться перед причастием с 7-ми лет и делает это самостоятельно, без участия родителей, опекунов, наставников. Это значит, что он уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно оценить свои поступки. А на это способен в полной мере по-настоящему свободный человек, но этой свободе нужно обучать.
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя"на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "Учите детей, пока они поперёк лавки спят".