Как привлечь к ответственности врачей за халатность и оказание некачественных медицинских услуг?
Краткое содержание :
- Что предпринять при отказе выполнить ваше требование медицинской организацией?
- В каких случаях гражданин имеет право обратиться в Росздравнадзор?
- Составление жалобы в Росздравнадзор
- Куда и как подать жалобу?
- Врачебная ошибка и куда пожаловаться?
- Еще два способа решения вопроса, чтобы восстановить справедливость
- Шансы выигрывания судебного дела по врачебным ошибкам
- Обсуждение
В настоящий момент большую актуальность приобрела проблема оказания медицинских услуг врачами, но в суд обращаются далеко не все. Все из-за мыслей у потребителей о безнаказанности работников медицины. Мнение ошибочно, а опуская руки, естественно не добиться справедливости.
Все, кому были оказаны некачественные медицинские услуги или повлекшие за собой негативные последствия либо отсутствие должного эффекта, имеют шанс, согласно закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», нарушенные права восстановить. В статье 29 Закона указана мера ответственности за оказанные некачественно медицинские услуги, а именно:
- повторное безвозмездное оказание услуги;
- возмещение расходов потребителю третьими лицами или участвующими медицинскими работниками при осуществлении ими медицинских услуг;
- устранение недостатков оказанной услуги безвозмездно;
- уменьшение стоимости оказанной услуги.
Каждый гражданин имеет право предъявить обвинение в некачественно проведенных медицинских услугах в течение гарантийного срока и когда не предусмотрен срок гарантии на предоставленные услуги. В течение двух лет со дня принятия результатов медицинских услуг предусматривается законом возможность предъявить требование о возмещении.
Что предпринять при отказе выполнить ваше требование медицинской организацией?
Отказ медицинской организации выполнить ваше требование в добровольном порядке за оказанную ими некачественно медицинскую услугу вынуждает написать им претензию. Претензия на медицинскую организацию за проведение некачественной услуги должна иметь подробное описание сложившейся ситуации и требования, которое к организации вы выдвигаете.
Претензия составляется должна в двух экземплярах, чтобы у вас остался один из них. Претензию передайте через приемную организации самостоятельно, а в оставшейся у вас сотрудники медицинского учреждения обязаны прописать точную дату получения и Ф.И.О. лица, которое приняло эту претензию.
Можно передать претензию заказным письмом с уведомлением о вручении посредством почты. Уведомление о вручении передастся вам при получении письма адресатом и вам выдадут за использование такой услуги чек, который в суде будет считаться доказательством даже на случай игнорирования вашего требования. Или отправить ценное письмо с описью вложения, подтверждающей, что именно претензия была вами отправлена.
С претензией приложить копии документов о том, что вам в этом учреждении были оказаны медицинские услуги. А в качестве доказательства будет служить медицинская карта пациента, договор, рентгенограмма или чек.
Вновь медицинское учреждение не отреагировало и не попытались удовлетворить ваши требования? Тогда вам нужно обращаться в суд с исковым заявлением.
При написании искового заявления нужно четко указать ваши требования и подробно расписать сложившуюся ситуацию, а также указать о вашем соблюдении досудебного порядка обращения в медицинское учреждение. Приложить экземпляр вашей претензии и оригиналы документов, которые доказывают проведение в этом учреждении вам некачественной услуги.
Защищая в суде свои законные права и интересы, вы имеете полное право как на возврат потраченных средств, так и компенсацию морального и физического вреда, который появился от оказанной некачественно услуги. Поэтому следует указать в исковом заявлении дополнительные требования.
В каких случаях гражданин имеет право обратиться в Росздравнадзор?
1. Неверная постановка диагноза врачом и отказ в лечении.
2. Гражданин не получил по праву ему полагающихся средств реабилитации, лекарств и бесплатной медицинской помощи.
3. Нарушение с пациентом платного договора частной клиникой.
4. В выдаче направления на операцию медицинским учреждением было отказано.
И это неполный перечень ситуаций. Помимо Росздравнадзора гражданин имеет право обращаться в Роспотребнадзор, ФФОМС, страховую компанию, прокуратуру и суд.
Составление жалобы в Росздравнадзор
Разрешается написание жалобы в свободной форме, так как законодательно не установлено бланка. Важно прописать правильно структуру жалобы по стандарту. Сначала справа должна быть "шапка", посередине слово "Жалоба на...", далее описательная часть и затем ниже просьба.
Лучше с применением официально-делового стиля речи написать жалобу. В тексте жалобы не должно быть просторечных выражений и разговорных, а также эмоциональности и тем более оскорбительных слов.
В документе должны содержаться такие данные:
- Наименование адресата (указать территориальный орган ведомства), кому предназначается жалоба.
- Информация об организации или обратившемся гражданине с указанием Ф.И.О., адреса регистрации, паспортных данных и номера телефона. (При подаче по доверенности представителя лица обозначить его реквизиты, а если юридическое лицо, то указать наименование, юридический адрес, Ф.И.О. должностного лица от имени организации и номер телефона).
- Суть нарушения с описанием обстоятельств спора, Ф.И.О. врачей, данные аптечного или медицинского учреждения.
- Итог обращений в иные ведомства, если были направлены (например, в медицинском учреждении к главному врачу).
- Просьба принять меры и провести проверку.
- Документальное подтверждение нарушения прав пациентов при их наличии (может учитываться и переписка с медицинским учреждением, чеки на оплату услуг, копии страниц медицинской карты, рецептурные бланки, видео-и аудиоматериалы).
- Указать дату подачи документа в Роздравнадзор с подписью обращающегося.
Куда и как подать жалобу?
В территориальный орган Роздравнадзора нужно подавать жалобу. Есть три способа для подачи жалобы, которые перечислю ниже:
1. Личное посещение ведомства. Сам гражданин или его доверенное лицо подходит на прием в ведомство, нужно иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также 2 экземпляра жалобы. На одном из них принимающий документы работник поставит отметку о получении второго экземпляра и оставит его гражданину.
2. Почтовым отправлением. Нужно отправлять документы заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Данное уведомление будет подтверждать получение ведомством письма.
3. Электронным способом. В этом случае жалобу подают через портал госуслуг или сайт Росздравнадзора. Для этого нужно указать все необходимые данные, написать в специальном поле свое обращение, прикрепить подтверждающие файлы и отправить форму.
К сведению! Поступившие в ведомство жалобы и другие обращения рассматривают в течение 30 дней с момента их регистрации.
Росздравнадзор обязан дать письменный ответ обратившемуся. В нем указывают, какие меры были приняты, были ли выданы предписания о ликвидации нарушений и т.д.
Статья Уголовного кодекса РФ:
109 В результате ошибочных действий врача пациент скончался – до 3 лет.
118 Действия врача нанесли тяжкий вред здоровью пациента – до 1 года.
124 Неоказание помощи больному (больной умер) – до 4 лет.
123 Нелегальное прерывание беременности (пациентка в тяжелом состоянии или скончалась) – до 5 лет.
122 Заражение больного ВИЧ из-за ненадлежащего исполнения обязанностей – до 5 лет.
293 Из-за халатности врача пациент пострадал или скончался – до 5 лет.
Если получен легкий или средний вред здоровью от врачебной ошибки, то за это Уголовный кодекс РФ может наказать принудительными работами или штрафом. В любом случае врачебной деятельностью заниматься медицинскому работнику запрещается.
Врачебная ошибка и куда пожаловаться?
При получении увечий, тяжелого состояния или летального исхода обратиться в полицию и написать заявление о преступлении. Будет возбуждено уголовное дело, и как только пройдет предварительное следствие, так сразу дело попадет в суд.
Если полиция уклоняется принять заявление, тогда пожаловаться в прокуратуру, чтобы прокурор провел проверку о действиях врача и после результатов передал дело в суд. Либо если пациент не скончался, то подать сразу иск в суд.
Еще два способа решения вопроса, чтобы восстановить справедливость
Как обнаружена вами врачебная ошибка, то можно пациенту написать заявление главному врачу. Опишите подробно ситуацию и укажите дату с местом, а также пропишите свои паспортные данные. За ненадлежащее исполнение обязанностей руководитель учреждения обязан наказывать своих сотрудников. Если руководитель на стороне подчиненных – запишите слова на диктофон или сделайте видеозапись, или потребуйте письменного у него ответа.
Ну и конечно есть еще одна инстанция для помощи жертвам врачебных ошибок - Фонд обязательного медицинского страхования. С его помощью происходит распределение средств по медицинским учреждениям, которые поступают с каждого работающего владельца полиса ОМС. Они вправе урезать финансирование тем, на кого поступила жалоба.
Шансы выигрывания судебного дела по врачебным ошибкам
К сожалению, к полной информации о своем диагнозе, течении болезни и истории у вас доступа нет, а также забрать медицинскую карту пациент не сможет. А врач, обвиняемый во врачебной ошибке, может уничтожить важную информацию, обличающую его. Пациенту понадобится как можно скорее подать заявление в полицию или иск в суд, заказать для своей правоты независимую экспертизу и составить правильно исковое заявление. И естественно не забыть передать имеющиеся доказательства об оказанных услугах с чеками и т.п.