Субъектность в образовании.
Краткое содержание :
Субъектность в образовании.
Что это?
В традиционной школе, российской, советской, ученик рассматривается как объект.
То, что приходит почти пустым, не умеющим и это надо наполнить.
Планы, программы, учебники, методички пишутся заранее.
"Здравствуйте! Пишем 0"15 марта. Классная работа". Тема сегодняшнего урока такая.
Но какое настроение у детей, что происходит в мире и за окном, что учеников волнует - не важно.
Разве только по инструкции надо срочно провести классный час и выдать как им правильно думать.
Думать, что он самостоятельно делает уроки, собирается в школу - самообман. Это скорее послушание.
Альтернативой данного подхода является субъектный подход.
Если заметить, то ребёнок учится сам с рождения. К пяти, шести годам он задаёт научные, фундаментальные вопросы. Беседуя, обсуждая, экспериментируя человек познаёт мир и себя.
Этот подход к обучению - древнейший. Его практиковал ещё Сократ и положил в основу знаменитой афинской школы.
Представляете имена трёх поколений учителей мы помним до сих пор!
Сократ, Платон, Аристотель.
И он актуален как никогда.
Именно сегодня возникают новые вопросы и нет готовых инструкций.
Субъектное образование - это когда сам человек, пусть ребёнок, задаёт вопросы, ищет ответы, ошибается, снова формулирует задачу. Задача взрослого быть рядом, также задавать открытые вопросы, показывать как искать информацию и проверять её на истинность, учиться новому вместе.
У малышей эта способность от рождения.
После обучения школы нужно время для расшколивания. Тут нужна свобода.
Сейчас я наблюдаю как мои старшие подростки ставят себе задачи, сознательно выходят из зоны комфорта, подбирают инструменты и планируют исходя из своих интересов, потребностей. Измеряют результаты относительно своих целей.
Любуюсь. Это невероятно ценно и актуально в хрупком современном мире.
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.
Благодарю за внимание!