Шайдуллина Диана Игоревна
Шайдуллина Д. И.Подписчиков: 85
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.2к

Развитие современного законодательства и тенденции правового регулирования в сфере трудового права и права социального обеспечения.

88 просмотров
14 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,74 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Развитие современного законодательства и тенденции правового регулирования в сфере трудового права и права социального обеспечения.

Аннотация

Защита жизни и здоровья населения – главный приоритет российского государства. Новейшая история России неразрывно связана с глубокими трансформационными изменениями, происходящими во многих сферах общественной жизни. Основной причиной сложившейся ситуации является революционный переход в конце прошлого столетия от советской модели государственного управления к построению новых демократических публично-правовых институтов, которые и в настоящее время не являются окончательно сформированными и эффективно функционирующими в соответствии с поставленными целями и задачами.

Ключевые слова: гарантии, трудовые правоотношения, социальные права, оптимизация, pension, employment contract, legislation.

Введение

Управление охраной труда становится государственной функцией (при этом сохранен общественный контроль за соблюдением прав работников в области охраны труда на производстве), значительно расширены права работников на безопасные и здоровые условия труда, повышена ответственность работодателя за обеспечение охраны труда, вводится механизм экономической заинтересованности в решении проблем безопасности и гигиены труда. Государственная политика в области охраны труда - это совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Таким образом, проблемы рынка труда относятся к числу наиболее актуальных.

Вопрос о социальной защите населения видится актуальным в связи с тем, что, отношения в сфере социальной защиты представляют собой развивающийся, постоянно изменяющийся процесс, а это значит, что постоянно изменяется законодательство, регулирующее данные правоотношения, меняется направление политики органов государственного управления, изменяется структура органов государственной власти, а значит, необходимы анализ и изучение изменений правового регулирования социальной защиты населения, кроме того, актуальность данной темы объясняется ее жизненным характером и широким практическим применением.

В системе регулирования трудовых отношений значительное место занимает договорное регулирование, что предопределяет важную роль трудового договора. Практическое значение трудового договора для каждого работника состоит в том, что договором определяются условия работы на конкретном рабочем месте. В современных условиях формирования рынка труда значение трудового договора возрастает.

Если фактически возникшие трудовые правоотношения сторонами добровольно не урегулированы трудовым договором, то суд вправе вынести решение о понуждении заключить трудовой договор со дня допущения управомоченным лицом работодателя фактического работника к работе с указанием всех необходимых условий, установленных российскими нормативными правовыми актами. Спорным является название ст. 16 ТК РФ «Основания возникновения трудовых отношений».

В.В. Ершов и Е.А. Ершова считают, что более обоснованно данную статью необходимо назвать «Регулирование трудовых правоотношений». Одним из таких «индивидуальных регуляторов» трудовых правоотношений может быть судебное решение «О понуждении заключения трудового договора». То есть, в случае отсутствия спора о праве и объективной необходимости установления только юридического факта (например, в результате ликвидации юридического лица – работодателя) можно обратиться к ст. 16 ТК РФ.

Кроме того подобный вывод также возможно сделать и в результате анализа ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) «Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение». В соответствии с буквальным толкованием данной статьи судом могут быть установлены не только перечисленные в ч. 2 ст. 264 ГПК РФ юридические факты, но также «другие, имеющие юридическое значение фактов» (п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). В частности, «Об установлении фактических трудовых правоотношений».

Во всех случаях, когда доказано, что гражданско-правовые договоры регулируют трудовые отношения, к ним должны применяться нормы трудового законодательства. Более того, Верховным Судом РФ в Определении от 14 ноября 2008 г. № 5-В 08-84 указано, что регулирование трудовых отношений с помощью прямого или по аналогии закона применения норм гражданского законодательства противоречит статье 5 ТК РФ, не предусмотрено статьей 2 ГК РФ.

В современный период централизованному регулированию подвергаются основополагающие вопросы взаимодействия сторон трудовых отношений. Более конкретные условия стороны оговаривают самостоятельно при заключении трудового договора. Трудовое законодательство Российской Федерации не препятствует установлению более льготных для работника условий труда, чем предусмотрено законодательством, однако трудовые договоры не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Однако экономически стороны не равны и фактические возможности работодателя в сфере регулирования трудовых отношений существенно шире соответствующих возможностей работника.

Поэтому трудовое законодательство исходит из необходимости предоставления работнику определенных правовых гарантий, закрепленных в нормах трудового права, что выражается в том числе в законодательном закреплении оснований прекращения трудового договора, порядка расторжения трудового договора по инициативе работодателя и др.

Более двадцати пяти лет в Российской Федерации действует Конституция РФ, обозначившая в качестве приоритета социальную направленность нашего государства. И это неслучайно, поскольку надежная социальная политика обеспечивает устойчивое и поступательное функционирование всей государственной системы, развитие гражданского общества, достойную жизнь и материальное благополучие лиц, нуждающихся в социальном обеспечении.

В настоящее время весьма затруднительно решать многочисленные задачи социального обеспечения, создавать оптимальный баланс производства и распределения социальных благ ввиду действия многих факторов внутреннего и внешнего характера, включая материально-финансовую основу, социальную инфраструктуру, дефекты социального законодательства, частные интересы отдельные социальных групп населения. Необходимо дальнейшее развитие социальной государственной политики, ее реальное воплощение в жизнь, усиление социальной защиты, создание конкретных механизмов такой защиты. Специалисты в рассматриваемой области вполне обоснованно отмечают, что успешное выполнение социальной функции государства во многом зависит от материально-технических условий, выполнения обязанностей публичного характера, осуществления социально-правового регулирования.

В своем Послании в 2020 году Президент РФ озвучил два основных направления изменения Конституции РФ в части социальных обязательств государства: конституционное закрепление нормы о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, и «принципов достойного пенсионного обеспечения», в том числе регулярной индексации пенсий. На первый взгляд данные нормы представляются совершенно излишними, избыточными, если рассматривать достигнутый уровень социального обеспечения: и первое, и второе уже реализовано на практике и закреплено действующим законодательством. Кстати, и Президент, когда говорил о необходимости конституционной нормы, гарантирующей минимальную оплату труда в размере прожиточного минимума, отметил, что «у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции». Введение в Основной Закон нормы, которая содержит «жесткий» социальный стандарт, можно только приветствовать.

Проблема гарантирования социальных прав во многом и упирается в ограничение возможностей «законодательных манипуляций» в отношении реального содержания данных прав. Кроме того, в новой редакции Конституции РФ, предусматривается гарантия индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат «в соответствии с законом». Указанная индексация осуществляется и на сегодняшний день, однако, например, работающие пенсионеры с 2016 г. получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета индексации. Причем это касается не только пенсий по старости, но и пенсий по инвалидности, несмотря на то, что группа инвалидности может быть «рабочей», а размер пенсии по такой группе существенно ниже. Также в Конституцию была внесена поправка в Конституцию РФ относительно пенсионной системы, которая «формируется... на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений».

Содержание социальных функций правового социального государства раскрывается преимущественно через государственную систему социальной защиты и социального обеспечения - предоставление человеку достаточных средств к существованию, обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности. До сих пор на федеральном уровне отсутствует правовой акт, устанавливающий методическое обеспечение оценки нуждаемости для предоставления в регионах мер социальной поддержки, поэтому правовое регулирование осуществляется региональными нормативными актами, что не способствует единообразной и правильной регламентации осуществления мер социальной поддержки за счет федерального бюджета.

Вопрос надлежащей защиты социальных прав граждан на сегодняшний день лежит на плечах судебных органов. В целом, судебная защита является многофункциональным способом отстаивания прав для разрешения большинства споров, возникающих в области гражданских, трудовых, жилищных и иных отношений, что оправдывает высокую нагрузку на судебную систему, а также длительное разрешение заявлений граждан, обратившихся за защитой своего права.

Социальная защита как политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни граждан призвана обеспечить удовлетворение потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца и много другое.

К сожалению, государственная политика учёта занятости граждан сводится к мерам по обслуживанию лишь части безработных, официально зарегистрированных в службе занятости и составляющих незначительную долю. Следовательно, в России необходимо менять подход к определению численности безработных.

Снижение степени «жесткости» регулирования трудового законодательства позволило повысить уровень внутренней трудовой мобильности на рынке труда, а избавление излишней опеки над зарегистрированными безработными помогло повысить их активность при поиске работы.

Вопросы развития основных отраслей социальной сферы Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В этот перечень входят общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов власти разного уровня в конкретной сфере. Их установление в конституционно заданных пределах, как отмечает Конституционный Суд РФ, относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления.

Решение социально значимых задач требует сплоченности всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, коммерческих организаций, работодателей и самих граждан. Со временем, как показывает практика, некоторые полномочия могут перераспределяться между органами власти различных уровней, может меняться их содержание (вноситься новая формулировка), но главная цель всех проводимых реформ – создание крепкой правовой базы и оптимальной системы власти и управления в стране. Это должно, на мой взгляд, помочь органам местного самоуправления организовать муниципальную социальную политику так, чтобы законодательное определение местного самоуправления как ближайшего к населению уровня управления приобрело свое практическое значение.

С 2019 года реализуется федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» и на его основе были обновлены стандарты работы службы занятости. Национальный проект выполняет роль поддержки, придания импульса, но для целостной системы нужна государственная программа и стратегии адаптивного формирования трудовых ресурсов, стимулирования и мотивации эффективности труда в новых условиях. Национальный проект может стать своего рода базой для построения новой государственной политики, выработки и апробации современных технологий управления и стимулирования труда.

⎯ Список использованной литературы

1. Толкунова В.Н. Трудовое право. – М.: Проспект. - 2017. - Т 2. – 438 с.

2. Ершов В.В. Нормативные правовые акты и нормативные правовые договоры // Российское правосудие. - 2020. - № 4. – 83 с.

3. Ершов В.В., Ершова Е.А. Регулирование трудовых отношений в России // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 455. – 412 с.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изм. от 10.01.2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №46. - ст. 4532.

5. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2008 г. № 5-В 08-84 // СПС Гарант

6. Савельев О.Н. Гражданское законодательство в регулировании трудовых отношений: проблема подмены трудового договора гражданско – правовым // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2021. - № 24. - С. 16-19.

7. Хлабыстина С.В. К вопросу о проблемах правового регулирования системы органов социальной защиты в Российской Федерации // Modern Science. - 2022. - № 1-2. - С. 168-171.

8. Горовой Р.А. О некоторых проблемах обеспечения социальных прав граждан в Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 257 – 262.

9. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. – 2019. – № 10. – С. 15 – 25.

10. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2021 г. № 03 АП-5710/21 по делу № А 33-36799/2019 // СПС Гарант

Интересная тема?

Проголосовали:4

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

4 комментария
Понравилась публикация?
14 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Шайдуллина Диана Игоревна
Комментарии: 4
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66348
25.04.2024, 15:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26М
Последние резонансные происшествия, связанные с мигрантами, буквально взорвали общественное мнение.
Подробнее
Неинтересно
0
53
Солодовников Вячеслав Валерьевич
Подписчиков 436
27.04.2024, 21:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.1М
Президент Российского общества политологов, председатель Совета директоров ...
Подробнее
Неинтересно
01:32
Поделитесь этим видео
0
3
Максим
Подписчиков 770
26.04.2024, 13:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Очень многие возмущаются уровнем коррупции и воровства на всех уровнях управления и рабочих местах.
Подробнее
Неинтересно
0
4
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66348
25.04.2024, 15:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26М
Последние резонансные происшествия, связанные с мигрантами, буквально взорвали общественное мнение.
Подробнее
Неинтересно
0
53
Юсупов Роберт Закиевич
Подписчиков 13
вчера, 18:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.7к
ЭРИК ВЕРДУЗКО И ЛИЯ УИЛЛИНГЕМОбновлено 17:48 GMT+5, 4 мая 2024 г.ШАРЛОТТА, Северная Каролина (AP)
Подробнее
Неинтересно
0
0
Юсупов Роберт Закиевич
Подписчиков 13
вчера, 14:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.7к
АВТОРЫ: СЫН МИН КИМ , ДЖИЛЛ КОЛВИН И КЭЛВИН ВУДВОРДВАШИНГТОН
Подробнее
Неинтересно
0
3
Юсупов Роберт Закиевич
Подписчиков 13
вчера, 14:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.7к
ВАШИНГТОН (AP) – На этой неделе Израиль проинформировал представителей администрации ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Юсупов Роберт Закиевич
Подписчиков 13
позавчера, 22:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.7к
ТУНИС, Тунис (AP) – Основная оппозиционная коалиция Туниса заявила во вторник, что не примет ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Руслан
Подписчиков 29
позавчера, 13:55
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг33.4к
«Собянин» развел московского деда на 1.5 миллиона рублей75-летний дедуля уже во всю начал дачный сезон,...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Вячеслав Викторович Казьмин
Подписчиков 15
позавчера, 09:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.6к
Помните Иван дурак бабе-яге говорил Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай?
Подробнее
Неинтересно
0
1