Что такое Святой Тридуум Великого поста?
Так называются первые три дня Великого поста - три дня абсолютного поста, без еды и воды (по возможности).
Издавна и священники, и монахи, и другие православные христиане получали такое приглашение: Начать свои духовные упражнения в позитивном ключе с этого динамичного пути, святого триместра.
В эти три дня лишения пищи человек, несомненно, чувствует определенное ослабление. Физический тонус закаляется, ноги подкашиваются, язык не в состоянии перетрудиться. Чувство голода усиливается. Жажда достигает пика. Человеческая природа становится крайне расстроенной. Вот почему необходимым условием этого упражнения является свободная воля (а не внешнее принуждение) и благословение духовное, то есть благодатное благословение Церкви Господа нашего Иисуса Христа.
И... второе необходимое условие: постящийся не должен иметь дело ни с какими печальными или шокирующими вопросами. Нельзя допускать, чтобы его одолевали какие-то убийственные мысли. Акробат не может быть озабочен ничем другим в критические моменты своей акробатики, но только тем, как он закончит свою конкретную акробатику. Так и христианин, который "совершает трехдневное путешествие". Он совершает духовную акробатику. Не опасную, конечно. Никто не заболел от поста. (Врачи, в конце концов, иногда рекомендуют интервалы для детоксикации).
Божья благодать ощутима и обильна в эти дни. Однако она является ограничивающим условием для психосоматического организма. Поэтому если постящийся не будет внимателен и предастся печальным или бурным испытаниям, то не только не получит душевной пользы, но и разрушится физически.
Старая народная пословица гласит: "Когда священник созерцает Триместр, на него надвигается черный Турнир". Другими словами: За несколько дней до Турины, то есть в неделю Турины, когда священник размышляет о предстоящей ему Тридневе, у него черная Турина. У него трудности с тризной. У него стеноз. Он в трауре.
Но именно так человек приходит "к себе". Он начинает сразу, автоматически, мы бы сказали, как никогда раньше, видеть себя экзистенциально и духовно. Мы должны это подчеркнуть. Христианин видит свои недостатки, свою духовную нищету, свои страсти, свои слабости, свою наготу в каждой добродетели. Он преодолевает любую узкую морализаторскую оценку себя и с реализмом переходит к унижению. Он видит, возможно, впервые, каждый раз, когда совершает трехдневный визит, аморфный хаос внутри себя, бездну своего "бытия". Он естественным образом начинает приходить к необходимости духовной работы по восстановлению духовного человека. Тем более он чувствует потребность отдать себя Христу Спасителю, чтобы тот ввел его в мистические и чудесные Тайны духовной жизни во Христе. Святой тридуум в сочетании со священными службами этих дней проходит легче, чем может показаться на первый взгляд.
С этой прочной духовной основой, Святым Тридуумом, весь Великий пост проходит с воодушевлением.
Самый сладкий плод всего этого - возвышенное осознание славного дня Воскресения. Мистический праздник Воскресения в православном сердце.
Архимандрит Сарантис Сарантос
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.