Происхождение термина "неоплатонизм"
Термин "неоплатонизм" принадлежит англичанину Тейлору (1758-1835) и получил широкое распространение в современных историях философии. Приставка "нео" подчеркивает разрыв между представителями платонизма до II века н. э. (например, Плутархом, Апулеем) и новым направлением, инициированным оригинальной мыслью Плотина и развиваемым его учениками и потомками в течение последующих трех столетий.
Однако некоторые "неоплатонические" элементы можно обнаружить уже в мезоплатонизме и у неопифагорейских философов, таких как Нуминий.
Неоплатонизм, или неоплатоническая философия, был последним философским течением греческой античности. Оно появилось на исторической и культурной сцене в III веке нашей эры и распространилось по всей Римской империи. Его лидерами были Аммоний Саккас, окруженный широким кругом учеников, самым важным из которых был Плотин (189-270 гг. н. э.), один из самых влиятельных философов, который также был директором школы, основанной Аммонием в Александрии.
Неоплатонизм - это великолепная попытка синтеза древнегреческой философской продукции с религиозной традицией народов Ближнего и Среднего Востока (вавилонян, египтян, ассирийцев, персов). Ориентируясь на философию Платона, неоплатоники включили в свою систему не только другие древнегреческие догматические философские школы (кроме материалистической субсидиарности), но и мифологические повествования гомеровского и гесиодовского эпосов, орфическую литературу.
Неоплатоническая философия была эклектичной, политеистической философской школой, основным направлением которой была духовная философия, метафизические исследования и мистицизм. В этих рамках она пыталась примирить платоновское учение и аристотелевскую систему с восточной теософией, а также включить в себя различные элементы иудейской и христианской религий.
Она достигла своего расцвета между 250 и 550 годами нашей эры, а затем была оттеснена на второй план, по крайней мере, официально, под давлением ортодоксального христианства.
Однако платоновские учения, как бы они ни были скрыты, не переставали периодически появляться в той или иной форме на протяжении всей истории, оказывая влияние на мистическое христианство сначала через Климента Александрийского и Оригена, хотя главным человеком, ответственным за их распространение, был Августин. Помимо Августина, идеи неоплатонизма распространил на Западе философ Боэций, а в Восточной церкви - Дионисий Ареопагит.
В грекоязычной литературе главным выразителем этого направления является Псевдо-Дионисий Ареопагит (5-6 век), но стоит упомянуть также Синезия Киринея (ок. 373-414 гг.) и Энея Газайоса (?-518 гг.). Также неоплатониками иногда называют философов и теологов исламской традиции, испытавших влияние неоплатонизма.
Иногда этот термин также приписывают более поздним интеллектуалам, пытавшимся возродить античный (нео)платонизм, таким как Георгий Гемистос или Плетониан (ок. 1355-1452/1454) в поздней Византии, Марсилио Фичино (1433-1499) в эпоху Возрождения и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в эпоху Возрождения.
Позднее неоплатонистские идеи можно найти в трудах Томаса Тейлора, переводчика и любителя Древней Греции и ее авторов, особенно Платона и неоплатоников Прокла и Иамблиха, а также в научных исследованиях Шлейхера (1768-1834) в начале XIX века, классического переводчика Платона на немецкий язык, отца современной протестантской теологии.
Источник:
Основание эллинского мира, Эллинская энциклопедия Платона